Пожелали у дачи. За что Горький не любил интеллигенцию
Газета "Нижегородская правда" №24 от 03.04.2019
Подписка на газетуНачало апреля – время самой активной подготовки к дачному сезону, и музей-квартира Горького не остался в стороне. Сейчас здесь можно наблюдать необычную картину: огромное белое дерево, испещренное почерком писателя, словно держит своими ветвями потолок. Рядом стул с плетёной спинкой, ждущий посетителей на фото-сессию, элегантный старинный зонтик и столик на витых ножках. И везде – румяные алые яблоки, словно раскатившиеся из корзинки дачницы.
В таком антураже из дачной жизни развернулась экспозиция «Дачники – это меткий выстрел». Открытие новой выставки совместило в себе сразу два праздника – день рождения писателя и юбилей одной из самых необычных его пьес «Дачники», написанной в 1904 году. Жена Горького Екатерина Пешкова вспоминала, что как-то писатель, убирая на даче в Горбатовке (вблизи Нижнего) мусор, который оставили прежние съёмщики, охарактеризовал их как самых бесполезных и даже вредных людей на земле. Эта мысль есть и в пьесе – Горький создал образы интеллигентов, которые добились сытой жизни и не желают больше ничего замечать вокруг.
Наталья Шубина, специалист экспозиционного и выставочного отдела, рассказала, что выставка состоит из нескольких комплексов – первый рассказывает об истории создания пьесы, о её премьере в театре Комиссаржевской в ноябре того же года, которая чуть не стала литературным скандалом – некоторые писатели пытались её освистать, но публика была благосклонна. Горький был доволен эффектом: «Hикoгдa я нe иcпытывaл и eдвa ли иcпытaю кoгдa-нибyдь в тaкoй мepe и c тaкoй глyбинoй cвoю cилy, cвoe знaчeниe в жизни, кaк в тoт мoмeнт, кoгдa пocлe тpeтьeгo aктa cтoял y caмoй paмпы, вecь oxвaчeнный бyйнoй paдocтью, нe нaклoняя гoлoвы пpeд пyбликoй, гoтoвый нa вce бeзyмcтвa – ecли б тoлькo ктo-нибyдь шикнyл мнe. Пoняли и – нe шикнyли. Toлькo oдни aплoдиcмeнты и yxoдящий из зaлa «Mиp иcкyccтвa», – писал он. Эту историю и рассказывают документы, представленные в экспозиции.
Раритеты со сцены
В фоторамках можно увидеть кадры с первых постановок, рядом сборник товарищества «Знание», в котором впервые была опубликована пьеса вместе со статьями, посвящёнными памяти незадолго до этого скончавшемуся Чехову. Центр инсталляции – дерево с текстом рукописи – словно собирает воедино всю выставку. Важное место занимают в ней афиши, программки и билеты спектаклей, поставленных по пьесе в разных городах. Они настоящие: это – одни из последних поступлений в коллекцию музея из архивов театров, которые к юбилею пьесы сделали музею Горького подарки. В итоге его коллекция пополнилась уникальными документами – есть в экспозиции эскизы костюмов с образцами ткани, из которых потом были сшиты костюмы для спектакля Малого театра, и даже суфлёрский экземпляр пьесы!
Большая экспозиция посвящена постановкам пьесы в Горьковском театре драмы. Самое удивительное, что она ставилась в нашем театре дважды – в 1946‑м и 1964 годах. Эта зеркальность удивила сотрудников музея. Огромный баннер с театром, что вошел в экспозицию, также сделан с фото 1964 года – это подарок от театра. Если же у вас есть пара часов свободного времени, то прямо здесь, в музее, в окружении яблок и горьковских текстов, вы можете посмотреть знаменитую постановку «Дачников», поставленную в 1966 году Борисом Бабочкиным. Лучший «Чапаев» в этом фильме выступил единым в трёх лицах – режиссёр и сценарист, он сыграл в своём легендарном фильме инженера Петра Суслова, а роль его жены Юлии сыграла красавица Элина Быстрицкая. Есть здесь и менее классический вариант «Дачников» – фильм «Летние люди» Сергея Урсуляка, снятый в 1995 году. Выбор за вами!
12+