Site icon Нижегородская правда

«Придется быстро бегать и много ждать». Один день с главой МИДа Сергеем Лавровым

Поначалу это звучало просто фантастически! Поехать в Бонн с российской делегацией во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, побывать в кулуарах международного форума, послушать, что говорит про нас западная элита… Однако все эти перспективы оказались вполне реальны – как выяснилось, в МИДе частенько берут с собой в поездки представителей региональных СМИ.

В этот раз счастливчиком оказалась я и с воодушевлением стала собираться в одну из самых увлекательных и насыщенных командировок за всю свою журналистскую работу.

Мирный путь

Ранним утром на КПП правительственного терминала «Внуково 2» было немноголюдно. Именно отсюда отправляются в командировки большинство российских ВИП-персон. Терминал надёжно укрыт от посторонних глаз внушительным бетонным забором. Несмотря на то, что до назначенного времени сбора ещё почти час, журналисты уже начали подтягиваться. Вычислить «международников» можно по дресс-коду: девушки – в платьях, мужчины – в официальных костюмах. В привычных для нашего брата джинсах только фотографы и операторы, которым весь день предстоит таскать на себе тяжёлую технику.

От коллег узнаю, что в Бонне нам, скорее всего, придётся «быстро бегать» и «много ждать».

– На некоторые встречи пустят только пару камер и одного пишущего журналиста, – рассказывает коллега из информагентства. – А для всех, конечно, главным мероприятием будет пресс-конференция.

После проверки документов мы садимся в автобус и отправляемся в сам терминал, а уже через полчаса – в самолёт специального лётного отряда «Россия», который перевозит членов правительства и работников других государственных служб.

Лететь предстоит на отечественном ТУ-204. Это одна из последних разработок советско-российского авиапрома. Он готовился на замену знаменитому ТУ-154, однако в серийное производство так и не был запущен. Хотя, по мнению экспертов, мог бы составить конкуренцию «Аэробусам» и «Боингам». Наш самолёт условно разделен на две части: в одном салоне летят дипломаты и представители официальной делегации во главе с Сергеем Лавровым, в другом – журналисты.


С 1949 по 1990 год Бонн являлся столицей ФРГ.


Лётная погода

Бурное обсуждение международной повестки начинается прямо на борту – в салон для журналистов заглянула официальный представитель МИД России Мария Захарова. Главная тема – разгоревшийся скандал с выдачей виз для преподавателей англо-американской школы в Москве, где учатся дети дипломатов. Выясняется, что эта школа – вполне успешное коммерческое предприятие, воспользоваться услугами которого может любой желающий. Цены за обучение, по данным газеты «Коммерсантъ», доходят до 20 тысяч долларов в год. По словам Марии Захаровой, Россия готова максимально оперативно оформлять визы сотрудникам диппредставительств США, но при условии, что Вашингтон будет точно так же действовать в отношении российского персонала.

Пока журналисты обсуждали резонансную ситуацию, раздалась команда на взлёт. Три часа полёта – и вот мы уже кружим над Бонном. Но познакомиться с городом получше нам не удастся – даже приземляемся мы в той части аэродрома, который принадлежит вооруженным силам. Потом – сразу в кортеж. Пока делегация рассаживается по машинам, на нас с интересом посматривают военные: люди в камуфляже высовываются из окон, делают фото, записывают видео. Чувствуем себя практически кинозвёздами! Это ощущение не покидает нас и дальше: всё время путешествия до места назначения нас фотографируют и полицейские, и местные жители, машины которых остановили, чтобы дать дорогу кортежу.

Наш путь лежит в пригород Кёнигсвинтер, на гору Петерсберг, откуда открывается роскошный вид на долину Рейна. На верху холма красуется отель Steigenberger Grandhotel Petersberg, который посещала в своё время даже английская королева Елизавета II. А знаменитый гонщик Михаэль Шумахер отмечал в отеле-замке свою свадьбу.
Но сегодня здесь другое событие мирового масштаба – двухдневный российско-германский форум «Петербургский диалог».

Встречи на высоте

Судя по всему, интерес к диалогу с Россией сейчас высок – на форум съехались журналисты со всей Европы. Нас провожают в зал для прессы, перед этим – регистрация, а обладатели больших рюкзаков отправляются ещё и на аудиенцию к полицейской собаке, которая добросовестно обнюхивает сумки.

Пока глава МИДа проводит закрытые для СМИ встречи, начинается пресс-конференция сопредседателей форума. Основная тема «Петербургских диалогов» в этот раз – «Сотрудничество как лейтмотив для мирной Европы», что, судя по всему, предполагает определённое потепление в отношениях двух стран. Об этом говорят и сами участники. Так, сопредседатель форума с германской стороны, федеральный министр в отставке Рональд Пофалла заявил на пресс-конференции, что сейчас идёт обсуждение возможности упрощения визового режима между Россией и Германией для молодёжи до 25 лет. Как признался господин Пофалла, ещё несколько месяцев назад такая постановка вопроса в принципе была невозможна.

С российской стороны в пресс-конференции участвовал сопредседатель форума «Петербургский диалог», председатель наблюдательного совета компании «Газпром» Виктор Зубков. Кстати, вопрос транспортировки российского газа в Европу был одним из основных в повестке дня. Нашумевший проект «Северный поток‑2» упёрся в несогласие Дании дать разрешение на строительство. Виктор Зубков напомнил, что в условиях сокращения угольной генерации и отказа от атомной энергетики в Европе российский газ становится ключевым энергетическим ресурсом. Сланцевый газ из США будет стоит дороже. В свою очередь Рональд Пофалла подтвердил заинтересованность Германии в проекте «Северный поток‑2» и выразил надежду, что вопрос в ближайшее время будет урегулирован.

После общения с сопредседателями форума журналисты получили короткую передышку перед главным событием дня – совместной пресс-конференцией министров иностранных дел России и Германии Сергея Лаврова и Хайко Мааса.


История вопроса
Впервые форум «Петербургский диалог» был проведён в 2001 году по инициативе Президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера. Форум стал крупнейшей площадкой для общения гражданских обществ двух стран. В 2014 году в связи с кризисом в отношениях с Евросоюзом «Петербургский диалог» не состоялся, а потом проходил без ВИП-персон. Нынешний форум впервые за пять лет посетили министры иностранных дел России и Германии – Сергей Лавров и Хайко Маас.


Открытый диалог

В зале для прессы уже не было свободного места. Большинство запаслись наушниками, с помощью которых можно слушать синхронный перевод. Для моих коллег из информагентств такая возможность очень важна – они выдают новости из зала практически в прямом эфире. И вот защелкали фотокамеры – в зале появились Сергей Лавров и Хайко Маас.

После короткой вступительной части, где стороны подтвердили «обоюдный настрой на углубление взаимодействия», перешли к вопросам от СМИ. И первый же из них вызвал бурную реакцию в зале: грузинская журналистка спросила Сергея Лаврова про судьбу канала «Рустави 2».

– При чём здесь я? – парировал глава российского МИДа. – Вы действительно думаете, что только прозападные СМИ могут быть независимыми? Я‑то думал, вы прогрузинский канал, ну да ладно…

Сергей Лавров

Присутствие министра иностранных дел России вызвало настоящий ажиотаж среди наших западных коллег. Сыпались вопросы о ситуации на Украине, об упрощённом получении российского гражданства для жителей ДНР и ЛНР, о ядерной сделке с Ираном, об отношениях с Евросоюзом. Ни разу российский министр не потерял своего знаменитого самообладания. Так, на вопрос о новой главе Еврокомиссии, Урсуле фон дер Ляйен, которая известна своей жёсткой позицией по отношению к России, Сергей Лавров ответил:

– Скажите мне, кто был известен доброжелательным высказыванием в адрес России в последнее время? Мы – прагматики и хотим ориентироваться не на какие-то публичные заявления, а на практические дела.

В целом же, несмотря на множество разногласий, оба министра отметили перспективы для развития отношений двух стран.

После торжественной церемонии открытия мы стремительно собираемся в кортеж и мчимся в аэропорт по аккуратным улицам немецкого городка. Попутно уже от сопровождающих узнаем о жизни в Бонне. Средняя зарплата здесь 2 – 3 тысячи евро (приблизительно 140 – 210 тысяч рублей), еда стоит примерно столько же, сколько у нас, одежду можно купить даже дешевле. Но дорогая коммуналка, высокие налоги и штрафы – за одно дорожное нарушение можно заплатить 20 – 30 евро (1400 – 2100 рублей). Парковка почти везде платная, разрешение можно получить только на стоянку возле дома.

– Лишь бы наши власти так не делали, – перешёптываются в салоне журналисты.

…И вот мы снова в аэропорту. Впереди ещё три часа обратной дороги для осмысления глобальных мировых проблем и осознания того, что даже то, что происходит за тысячи километров от родного города, может рано или поздно самым неожиданным образом войти в твою жизнь. И насколько это будет комфортно, зависит именно от работы наших дипломатов.

Благодарим Альянс руководителей региональных СМИ России АРС-ПРЕСС за организацию поездки.

Exit mobile version