Призвание «Усадьбы Званцевых»
Менее двух месяцев назад в селе Тарталеи торжественнооткрыли музей-библиотеку «Усадьба Званцевых». Чем вызвано появление такогонетипичного тандема? Почему именно это название дали новой структуре?Рассказывает начальник отдела культуры администрации Бутурлинского районазаслуженный работник культуры России Вера Гринько.Один в поле — не воин— Пытаясь дать дополнительные возможности для интереснойсовременной работы учреждениям культуры на селе, — поясняет ВераВладимировна, — мы стали создавать в сельских клубах и домах культурыфилиалы Бутурлинского историко-краеведческого музея. И вот в июле тарталейский сельский клуб встречалпервых гостей своей «Усадьбы Званцевых». Ради этого соединили усилия многие.Нас поддержало региональное министерство культуры, выделив средствана приобретение компьютерной оргтехники. Мы сделали ремонт, скомплектовалиэкспозицию из районного музейного собрания. В Тарталеях несколько летне было библиотеки, теперь появилась и она. Книги вместес фотографиями и копиями картин, с подлинной старинной мебелью,утварью, костюмами, безделушками дворянского быта поселились в специальнообустроенной комнате клуба. По замыслу это не должно быть простовынужденным соседством.«Царица Тарталей»— Концепция Тарталейского музея-библиотеки, —продолжает Вера Гринько, — строится на истории села, по-своемуинтригующей. Здесь была усадьба семьи Званцевых, давшей русской культуредеятелей незаурядных. Последняя ее хозяйка Елизавета Николаевна — личностьи вовсе замечательная. Она открыла в Москве, потом в Петербургепервые частные школы живописи. Привлекла к преподаванию Бакста,Добужинского, Сомова, Петрова-Водкина, Коровина. Согласитесь, для созданиятакой блистательной команды надо обладать незаурядными организаторскимиспособностями, — справедливо замечает Вера Владимировна.Особый факт биографии «царицы Тарталей» — отношенияс Ильей Ефимовичем Репиным. Влюбившийся в Лизу, свою ученицу, великийхудожник посещал ее усадьбу.В барский дом наведывались и другие замечательныегости, собирался избранный круг, кипела яркая культурная жизнь. Сегодняот усадьбы, с грустью констатирует Вера Владимировна, остался толькосильно запущенный парк. Воссоздать былое уже не по силам.Но вполне можно воскресить интерес к прошлому примечательного места.Этой задаче и призван служить новый музей-библиотека.Пером, кистью и… метлойКруги по воде уже пошли. Вера Гринько рассказывает,что двое участников традиционного районного конкурса творческих работ посвятилиТарталеям текст новой экскурсии и сценарий фильма. Его намерены снять,возможно, с использованием модного ныне приема исторической реконструкции.Завершается работа над книгой «Царица Тарталей» Ивана Чуркина.— Очень хочется обиходить старинный парк, — делитсяпланами руководитель местной культуры. — Районная комиссия по деламнесовершеннолетних уже «мобилизовала» подопечных на расчистку заповеднойдубравы. Надеюсь найти поддержку своей идеи таким же образомтрудоустраивать на работы в барском парке и местных школьников.По крупицамМузей-библиотеку «Усадьба Званцевых» теперь обязательнобудут включать в программу посещений гостей Бутурлинского района.— Конечно, все это махонькие шажки, — итожит ВераВладимировна. — Восстановление русских дворянских усадеб, о необходимостикоторого столько говорят, требует огромных усилий и вложений. Но мыобретаем свой путь, воскрешая историческую память, открывая информацию все большемуколичеству людей. Среди них появляются энтузиасты, которые подключаютсяк пропаганде таких знаний, к поиску сведений о семье Званцевых.Сама убедилась, какой это увлекательный процесс — отвоевыватьу забвения крупицы прошлой интересной жизни.Вера Гринько мечтает о появлении в тарталейском сельском клубе художественной галереи. Уверена, получится устроить в этих местах, где наверняка бродил с этюдником Илья Ефимович, регулярные пленэры учеников Бутурлинской детской школы искусств. «О, милая, прекрасная, жестокая» Так Илья Репин писал Елизавете Званцевой.Встретился он с ней в петербургском доме ее тетушки. А когда выяснилось, что у юной знакомой есть способности к живописи, взялся за обучение, хотя обычно не расположен был давать частные уроки. Просто 44-летний художник пылко увлекся. «Еще никогда в моей жизни… я не любил так непозволительно». Это даже пугало девушку: преклоняться перед его талантом — одно, но отвечать на страсть… Ее сердце для такого чувства было закрыто.А он рисовал портреты Елизаветы Николаевны, в письмах умолял, укорял, просил прощения: «Ах, я Вам надоел, конечно…» Визит Ильи Ефимовича в Тарталеи летом 1890 года тоже ничего не изменил. Так и не ответив на великое чувство великого художника, Званцева сумела, однако, сохранить с ним дружбу на долгие годы.Елизавета Николаевна, блестяще образованная, с ясным умом, всегда была окружена людьми незаурядными. Бывая в светских салонах обеих столиц, за границей, хозяйка Тарталей любила свою нижегородскую усадьбу. И летняя резиденция при ней тоже становилась центром культурной жизни. Был устроен маленький усадебный репертуар, на сцене которого гости и соседи-помещики разыгрывали спектакли по произведениям Пушкина, Островского, Гоголя. В качестве зрителей на премьеры приглашались местные крестьяне. Для их детей барышня построила в селе школу, где преподавали ее родственники и знакомые.Свое педагогическое призвание она осуществила позже и в других местах. Организованная Званцевой на собственные средства частная художественная школа в Петербурге просуществовала 10 лет, вплоть до 1916 года. А после революции Елизавета Николаевна работала в Москве, в детском доме. Ее не стало в августе 1921 года.Племянник «царицы Тарталей» — Михаил Петрович Званцев памятен нижегородским ценителям искусства. Он был художником-оформителем ТЮЗа. Главным же его наследием стали книги о нижегородских художественных промыслах.