Уютный садовый домик, аккуратные грядки, теплица, люди с лейками. Дачное бытие для этих садоводов - настоящее чудо. Мы на экспериментальном проекте «Социальная дача», который проводится в одном из садовых товариществ Кстовского района. Аналогов ему в России нет. С мая на этом частном участке, принадлежащем двум сестрам-нижегородкам, находятся на сопровождаемом проживании несколько жителей психоневрологических интернатов. Проект получил поддержку министерства социальной политики Нижегородской области.
Впервые искупалась в Волге
Сергею Львовичу 67 лет, шестьдесят из которых он провел в казенных стенах. В семь лет он попал в детский дом, затем в психоневрологический интернат. Другой жизни он просто не знает.
"Трудное детство у меня было, два детдома, три интерната, - в его глазах неизбывная печаль.-В интернате очень много людей, шумно, невозможно расслабиться. Здесь я впервые отдыхаю".
"Очень хотелось пожить в тишине, на природе, - с нежностью гладит листочки огуречных плетей 50- летняя Галина. - С соседями здесь мы в хороших отношениях. Они недавно целый тазик клубники нам подарили".
Эта пара из Понетавского психоневрологического интерната живет здесь с мая. До октября они будут помогать тем, кто приезжает сюда в социальный отпуск на две недели.
Светлана Батянова здесь с 1 июля. Говорит, за последние 18 лет впервые искупалась в Волге – прежде отдыхала только в детстве в пионерском лагере. Судьба не баловала эту худенькую, в очках с большими диоптриями, женщину.
"В детдом я попала после того, как пьющих родителей лишили прав, потом в ПНИ. В интернате мне тяжело –всё по строгому распорядку: завтрак, обед, ужин, нельзя побыть одной. Здесь тишина, свежий воздух, птички поют. Счастье".
Типична для жителей ПНИ и история Сании, которую все называют Соней: смерть мамы, детдом, вспомогательная школа. Родительский дом сгорел, отправили в психоневрологический интернат. В свои 43 она напоминает подростка - миниатюрная, улыбчивая.
"По чтению у меня все хорошо, с математикой было хуже, но сейчас я и читаю, и считаю, - она откровенна как ребенок. – В интернате живут по 4-5 человек в комнате, у всех свои привычки - один окно хочет открыть, другой закрыть, один свет включить, другой - выключить. Я мечтаю жить самостоятельно".
Обе женщины работают: одна швеей, другая в клининговой службе и вахтером.
Обычные сограждане
В течение года все участники проекта «Социальная дача» проходили пилотную программу социально-трудовой реабилитации и психологической адаптации для жителей ПНИ «Ступени». Автору этой программы «Ступени», попечителю АНО « Родительский комитет» Марии Метрикиной принадлежит дом и садовый участок.
"Дача досталась нам с сестрой в наследство от мамы, ученого-физика, - рассказала редакции сайта pravda-nn.ru Мария. - Она очень любила это место и просила нас позаботиться о том, чтобы она попала в хорошие руки. И мы подумали, что было бы прекрасно организовать здесь летний отдых для людей из ПНИ, которые уже прошли программу «Ступени» и подготовлены к самостоятельному проживанию. Одновременно здесь может проживать восемь человек".
Мария подчеркивает: эти люди - обычные наши сограждане, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Многих поместили в интернат после детдома или по злому умыслу родственников, которые хотели завладеть их жильем. У них нет серьёзных психических расстройств или глубокой умственной отсталости.
"В основном у них то, что специалисты называют задержкой развития, - поясняет она. - По результатам обследований экспертов, больше трети жителей ПНИ не нуждаются в стационарном сопровождении. Большинству из наших подопечных от 30 до 45 лет, они попали в эту фильтрацию в 90-е, когда действовал настоящий конвейер по лишению дееспособности таких ребят из детдомов. Некоторые судебные решения по лишению дееспособности занимают всего полстранички, хотя должна быть большая развернутая экспертиза, материала дела, протоколы. В результате люди оказывались запертыми в казенном учреждении с жесткой дисциплиной, в комнатах по 4-5 человек, в которых нечем дышать, без личных вещей. По сути, как в тюрьме".
Сопровождение и поддержку таким людям оказывает дипломированные психологи, психиатры, специалисты по сопровождаемому проживанию, нейропсихологи, тьюторы из команды проекта «Ступени».
С тьютором и специалистом по сопровождаемому проживанию проекта «Ступени» Анастасией Лукиной мы познакомились на проекте «Социальная дача».
"Учим, как составлять меню, рассчитывать бюджет, пользоваться картами-навигаторами и общественным транспортом, помогаем повысить навыки чтения, письма, счёта,- рассказывает Анастасия. – У нас разработана и культурная программа по знакомству с Нижним Новгородом, например, недавно провели экскурсию для жителей квартир сопровождаемого проживания".
Сломать стереотипы
К идее Марии Метрикиной подключился проект ОНФ «Регион Заботы». Команда проекта провела в социальных сетях благотворительную акцию по сбору средств и вещей, необходимых на каждом дачном участке. Люди приносили матрасы, полотенца, одеяла, постельное белье. Так появились на социальной даче термопоты, микроволновки, чайники, мультиварка, несколько наборов посуды и кухонных принадлежностей.
По словам PR-директора проекта ОНФ «Регион Заботы» Светланы Меллер, в обществе существует масса стереотипов и страхов, связанных с жителями психоневрологических интернатов.
"Они возникают, потому что люди мало знают о том, кто там проживает, - уверена Светлана Меллер. – Но кому могут быть опасны Соня или Галина? Такие проекты, как «Социальная дача», помогают нам стать ближе друг к другу. Они дают возможность подопечным интернатов увидеть мир «за забором», а обществу познакомиться с ними, узнать их истории и увидеть в них людей, таких же, как и мы все".
Помогают участникам проекта и волонтёры - обустраивают вместе с жильцами интернатов дом, обихаживают огород, проводят мастер-классы по готовке, ездят с ними с ними на пляж, готовят шашлык.
Жители нижегородских ПНИ будут приезжать в дом в течение всего дачного сезона. Летом растить овощи, осенью делать заготовки, которые потом заберут с собой.
Социальная дача может стать подготовительным этапом к переходу на сопровождаемое проживание. Такая форма жизнеустройства при поддержке региональной власти активно развивается с 2021 года.