Программа развития: приоритет — эффективность
Таковым считает главное преимущество одобренной региональным правительством «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» вице-губернатор Виктор Клочай. О чем он и заявил на пресс-конференции.Долгосрочная программа определяет приоритетные действия областного кабинета министров в условиях недостаточных бюджетных ресурсов и включает в себя 3 этапа: долговременный анализ, стратегию развития области до 2020 года и среднесрочный, так называемый пошаговый, пятилетний регламент действий. Как отметил первый заместитель председателя регионального правительства, в отличие от других регионов России Нижегородская область не располагает месторождениями полезных ископаемых, которые могли бы составить основу для экономического процветания. Все, на чем можно строить расчет, это уникальное географическое положение и квалифицированные человеческие ресурсы. В ходе создания стратегии к этому процессу подключены почти 500 специалистов, в основном местных: директоров, экспертов, бизнесменов. Любопытно, что практически все они работали безвозмездно. Впрочем, тому есть объяснение: деловые люди заинтересованы в создании долговременных «правил игры» на социально-экономическом рынке. Кроме того, создана сеть так называемых приемных пунктов, призванных аккумулировать предложения населения области. Пусть не все они, отметил Виктор Клочай, носили конструктивный и масштабный характер, но были и толковые советы. Определены отраслевые приоритеты правительства, при этом во внимание принимались две группы критериев: привлекательность того или иного сектора с точки зрения его потенциального вклада в экономику области и наличие на ее территории предпосылок и условий для успешного развития.- Казалось бы, сельское хозяйство должно быть в числе приоритетов, — сказал Виктор Владимирович. ? Но хотя агропромышленная отрасль находится на втором месте по занятости, доходы, поступающие от АПК, составляют всего 1 процент объема регионального бюджета. Но разработчики стратегии верно исходили из финансово-экономической составляющей и итоговой эффективности. На порядок больше село вряд ли сможет дать, однако мы поставили задачу сделать лидером развития пищевую и перерабатывающую индустрию. Именно она должна подтянуть АПК, чтобы он полностью обеспечивал отрасль сырьем. Основной же прирост призвано обеспечить создание новых производств и решительное технологическое обновление действующих.В приоритетах стратегии ? автомобилестроение (кстати, транснациональная компания Magna Ster всерьез рассматривает возможность строительства на территории Нижегородской области производства автокомплектующих), научно-образовательный комплекс, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность, черная металлургия, топливная промышленность, авиастроение, химическая и нефтехимическая, стекольная индустрия, туризм. На основе данных стратегического анализа построена экономическая модель Нижегородской области. В результате моделирования с учетом различных сценариев развития, а также целевой структуры экономики спрогнозированы ключевые экономические показатели области на период до 2020 года, включая уровень доходов населения. Наличие отраслевых приоритетов, а также понимание проблем и ограничений, препятствующих развитию приоритетных секторов экономики, позволило определить наиболее важные направления деятельности правительства по стимулированию экономического роста. Особое внимание вице-губернатор уделил решению проблем логистики. Развитие транспортной инфраструктуры должно послужить лакомой «приманкой» для инвесторов. Хотя и здесь трудностей хватает. Так, Виктор Клочай считает, что отрицательное заключение, сделанное Министерством природных ресурсов РФ о строительстве низконапорной плотины с мостовым переходом через реку Волга, не обосновано. В частности, по его словам, в заключении сказано, что при строительстве плотины существует угроза затопления нижней части Нижнего Новгорода. Однако затопления не произойдет, так как объект будет находиться выше по течению, в районе Балахны. А ведь сооружение плотины позволит решить проблему неоднородности глубины Волги на разных ее участках. В районе Городца нужная глубина не обеспечивается, что приводит к фактическому разделению Волги на «верхнюю» и «нижнюю». Предполагается, что строительство плотины позволит обеспечить необходимые для судов условия глубины следования по Верхней Волге.В числе будущих транспортных новаций ? и прокладка южного обхода Нижнего Новгорода, которая будет завершена к 2010 году, и решение авиационной проблемы, на которой вице-губернатор остановился особо. Правительство Нижегородской области намерено привлекать крупные авиакомпании к осуществлению пассажирских перевозок из Нижнего Новгорода. В ближайшее время одна из чешских компаний начнет осуществлять перелеты из Нижнего Новгорода в Прагу, кроме того, идут переговоры с эстонскими перевозчиками о создании рейса Нижний Новгород ? Таллин, чтобы в дальнейшем нижегородцы могли добраться до стран Скандинавии. Вице-губернатор отметил, что у правительства нет самоцели создать собственную авиакомпанию. Но уже найден инвестор, который готов вложить в создание авиакомпании или в развитие инфраструктуры аэропорта 10 миллионов долларов, однако пока не отработан механизм, по которому будут возвращаться эти деньги. Виктор Клочай напомнил, что ранее региональное правительство отказалось от увеличения до контрольного пакета акций ОАО «Волга-Авиа» в связи с тем, что при их выкупе необходимо также брать на себя и долги авиакомпании. Планируется, что новая авиакомпания будет создана в форме государственного предприятия или акционерного общества со 100-процентной государственной долей акций. Завершить создание авиакомпании планируется ко второму полугодию текущего года.Подводя итоги пресс-конференции, вице-губернатор заметил, что он твердо уверен: стратегия развития области окажется жизнеспособной и придаст ей динамичное ускорение.