Противостояние в Дзержинске
Бурно прошли в Дзержинске публичные слушания о намечаемом выделении земельного участка под строительство лекционного зала местной религиозной организации «Свидетелей Иеговы».У входа в здание перед началом слушаний православные пели «Христос воскресе из мертвых». Потом началась регистрация тех, кто не остался равнодушным к надвигающемуся событию. И народ все прибывал. В намеченной аудитории оказалось тесно, поднялись этажом выше. Наконец, ведущий слушания добился тишины и представил слово уполномоченному от местной организации «Свидетелей Иеговы» Анатолию Орлову. Тот обстоятельно рассказал о размерах здания, которое намечено построить, о цели проекта ? создание благоприятных условий для проведения семинаров, обучающих лекций. Все станет доступно и для лиц с ограниченными возможностями. Никаких производств, никакого шума, никаких посторонних запахов: на окружающую среду здание будет оказывать исключительно положительное влияние. Проект согласован во всех инстанциях, включая санэпиднадзор. К тому же город получит экономическую выгоду ? владельцы здания станут добросовестно оплачивать коммунальные платежи.Но оратору не удалось убаюкать собравшихся горожан своим рассказом о столь замечательном зале. Вопросы посыпались один одного острее.? Как будет влиять ваша организация на психо-эмоциональную душу города?? Какая тематика у ваших лекций?? Кто вас сюда приглашал?? Даже землю не получили, а проект согласовали? Не может быть никакого согласования! Вы солгали!? Здание еще только собираетесь строить, а весь город завален вашей литературой.? Намечаемая площадка для строительства находится рядом со школой № 1. знают ли об этом педагоги школы? Почему не спросили мнение родителей? Ведь иеговистам нужны не старушки, а наши дети.Последняя реплика была адресована организаторам слушаний. Ответы представителя «Свидетели Иеговы» явно не удовлетворили собравшихся, зал возмущенно гудел, точнее большая часть зала. Кто в зале иеговисты, стало видно, когда слово предоставили благочинному Дзержинского округа отцу Сергию. Противостояние усилилось.А нужно ли было такое мероприятие?Перед началом слушаний журналистам дал интервью Роман Конь, доцент Московской духовной академии. Он преподает сектоведение ? предмет, который в светских вузах называется «Новые религиозные течения и новые религии».? Меня пригласили для того, чтобы дать оценку деятельности религиозной организации, которая намерена построить в Дзержинске дом, где будут проходить молитвенные собрания. Будущее здание предназначается исключительно для культовых целей. И прежде чем дать разрешение на постройку вполне целесообразно разобраться, что же будут распространять, проповедовать люди, которые начнут собираться в этом здании? И проведение собрания с целью выяснить мнение общественности города о постройке такого здания вполне обоснованно. Более того. Оно находится в соответствии с документами, принятыми Европарламентом. Так в его постановлении о сектах в Европе отмечено, что Европарламент призывает государство позаботиться о том, чтобы судьи и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструмент, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты. То есть действия администрации Дзержинска находятся в контексте той правовой базы, которая действует на европейском уровне.Хотя церковь у нас отделена от государство, государство имеет право вмешиваться в деятельность религиозных организаций. Государство и общество должны вести экспертизу того, к чему призывает та или иная религиозная организация. Не будем касаться вероучения «Свидетелей Иеговы». Это вопрос полемики между ними и традиционными религиями России. А вот что касается социальной доктрины, тут вправе высказаться и православный, и мусульманин, любой гражданин.На протяжении последних 15 лет изучением деятельности «Свидетелей Иеговы» занимаются не только религиозные организации, не только Русская Православная Церковь, но и светские исследователи. Накопился огромный материал, который обобщен в виде религиозных экспертных заключений. Причем они были сделаны и по решению суда. В 2004 году по представлению прокурора Северного административного округа Москвы Головинской межмуниципальный суд лишил статуса религиозной организации московскую общину «Свидетели Иеговы». В обосновании своего представления прокурор ссылается на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых московской общиной «Свидетели Иеговы», содержатся признаки разжигания религиозной розни. Предписанные организацией требования, обязательные для исполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, попирают личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей. Вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации.И большинство экспертов, которые занимаются данным вопросом, однозначны в том, что деятельность «Свидетелей Иеговы» разрушает устоявшийся уклад жизни, подрывает единство народа и вызывает вражду между «Свидетелями Иеговы» и всеми остальными религиозными организациями.Где родина их веры?На слушаниях в Дзержинске иеговистам открыто противостояли православные как рядовые прихожане, так и священники и врачи. Выступили главные врачи больницы № 2 и госпиталя ветеранов войны. Зал возмутило заявление представителя «Свидетелей Иеговы» о том, что служить или не служить в армии, это личное дело. Оказывается, священная обязанность защищать Родину не нужна7 да и где у них родна? В Бруклине! И до нашей Родины им угла нет, говорили выступающие. Вот только что страна отметила День Победы. А где бы мы были, если бы следовали тогда, в 40‑е годы, учению иеговистов? Сидели на качках пепла от крематориев? Давайте будем разумным, давайте будем разборчивы! Внимательнее отнесемся к происходящему. Такие звучали призывы.Поднялась на трибуну и представительница «Свидетелей Иеговы». Обычная пожилая женщина. Уже первая ее фраза «Я за правду!» вызвала резкую реакцию из зала: «Иди за своей правдой в Америку!» Оскорбленная, на кричала, что они только Библию изучают, что она такая же православная, к тому же донор. Но ей не поверили. Хотя вполне возможно, она говорила искренне. Нетрудно представить такую ситуацию. Пожилой, одинокий человек. Ему плохо. Вдруг к нему проявляют внимание, он вновь в коллективе, он больше не забыт, не заброшен. В остальном она особо не разобралась. Хотя возможностей для этого сегодня предостаточно. Было бы желание. Например, откроем популярную «Энциклопедию заблуждений».«Однако огромным заблуждением является отношение к ?Свидетелям Иеговы? как к религиозно озабоченным трепачам. На самом деле это жесткая тоталитарная организация, обладающая огромными финансовыми средствами, разрушающая те страны, на которых паразитирует. Но самое опасное, она неудержимо рвется к политической власти».А дзержинских врачей, кроме всего прочего, настораживает и сильно тревожит тот факт, что «Свидетели Иеговы» запрещают своим адептам переливание крова даже в экстренных ситуациях, когда есть угроза жизни пациента. В самом городе такие случаи пока, к счастью, не произошли. Но в медицинской литературе факты приводятся.В конце слушаний собрание приняло решение ходатайствовать перед администрацией Дзержинска об отказе местной религиозной организации «Свидетелей Иеговы» в выделении земельного участка под строительство лекционного зала на территории муниципального образования город Дзержинск. «За» эту резолюцию проголосовало более 200 человек, «против» ? 92. Двое воздержались.Вместо послесловияПочему все же люди отказываются от традиционных религий и вступают в организации, о которых нередко очень мало знают, становятся адентами тоталитарных сетей?? Есть два комплекса факторов, ? светский и духовный, которые объясняют эту ситуацию, ? говорит Роман Конь. ? Светские специалисты все согласны в том, что вспышка, всплеск деятельности нетрадиционных религий всегда приходится на кризисы, которые переживает общество. Чем глубже кризис, чем он более длительный и затяжной, тем питательнее почва, на которой развиваются различные нетрадиционные религии. Это основная причина. Особенно успешны новые религии в так называемых депрессивных регионах, где резкий упадок производства, нет работы, где люди в связи с этим испытывают серьезные затруднения не только материального, но и психологического порядка.С другой стороны, все традиционные религии хотя может быть, по-разному оценивают, но все едины в том, что существует источник зла ? это дьявол, сатана, который, используя различные экономические, социальные, политические обстоятельства, стремится оторвать людей от истинных религий и привлечь на свою сторону. Возможно психологическое объяснение. Есть прослойка людей, которые всегда стремятся к чему-то новому, хотят реализовать свои возможности нетрадиционным способом.И еще одну причину я бы назвал: не совсем адекватная реакция и православной общины на ту ситуацию, которая складывается в духовной жизни города Дзержинска. Если бы мы были более активными, предлагали более современные методы миссионерской работы. Здесь в Дзержинске одна церковь на 300 тысяч жителей. Один священник на сто тысяч человек. Это очень мало. С другой стороны, при всей самокритики, мы тоже ограничены в своих возможностях. Построили бы десять церквей, но в материальном плане позволить себе этого не можем.?Люди расходились, но и в коридоре продолжали полемику. «Если бы все отказались служить, тогда бы и войны не было», ? звучало с одной стороны. С другой отвечали: «Предатели памяти предков».