Ребёнок должен быть занят – уверены педагоги и психологи. Дополнительное образование – залог всестороннего развития. Однако начинать посещать кружки и секции лучше со второго класса либо до школы.
А вот вводить новое дополнительное образование в первом классе учителя не советуют. И не случайно. У ребёнка и так идёт достаточно сложный период адаптации, ему нужно научиться жить по школьным правилам, привыкнуть к учителям, коллективу, наконец, новому режиму дня. Излишние физические и психологические нагрузки могут не лучшим образом отразиться на здоровье малыша. Максимум у первоклассника в расписание может быть 1–2 кружка (секции).
Подбирайте дополнительные занятия, учитывая интересы ребёнка, а не свои собственные амбиции. Важно, чтобы был налажен контакт с педагогом (тренером). Занятия не должны быть наказанием, напротив, в итоге они должны дать ребёнку ощущение успеха.
Оставляйте время для игр. В дошкольном возрасте, да и в начальной школе, у детей игра – ведущий тип деятельности. При этом именно через игру малыш познаёт мир, понимает сложные взаимосвязи, социализируется. Кроме этого прогулки на свежем воздухе, движение, получение достаточного количества кислорода – залог успешного полноценного развития ребёнка.
Давайте сыну (дочери) время на осознание, усваивание информации. Когда новых сведений слишком много, школьник начинает воспринимать их поверхностно. От перенасыщения информации многое так и не усваивается, быстро забывается – так психика защищается от перегрузок.
Ещё одна ошибка родителей – несистемность. Если школьник (дошкольник) начал посещать какой-то кружок или секцию, старайтесь делать это регулярно, не пропуская занятий. Прежде чем выбирать какое-либо дополнительное образование, подумайте, нужно ли это ребёнку. Постоянная смена кружков и секций приводит к тому, что у школьника складывается впечатление, что начатое дело можно легко бросить.
Ещё один важный аспект – месторасположение Дома культуры, ФОКа, музыкальной или художественной школ. Чем ближе к дому, тем лучше. Так вы экономите время и силы ребёнка, пусть эти свободные минуты он лучше потратит на игру.
Выбирая дополнительное образование, помните о темпераменте сына или дочери.
Холерика с его неуёмной энергией можно отдать в спортивные секции, полезно заниматься плаванием – чередование вдохов и выдохов позволит научиться расслабляться и управлять своими эмоциями. Во второй половине дня (особенно к вечеру) желательно ограничить все занятия, которые возбуждают нервную систему.
Сангвинику – подвижному и общительному ребёнку – можно предложить драмкружок, занятия вокалом, танцами. Если говорить о спорте, то отлично подойдут футбол, хоккей, баскетбол.
Флегматику – медлительному, рассудительному, вдумчивому – можно попробовать свои силы в кружках по моделированию, робототехнике, конструированию. Девочки отлично занимаются вышиванием, вязанием, бисероплетением, лепкой, созданием картин из песка.
Меланхолику – доброму, чувствительному, но очень застенчивому и тревожному ребёнку – комфортно будет в художественной, музыкальной школах, на курсах иностранных языков. Если говорить о физической нагрузке, то командные виды спорта вряд ли подойдут. Выбирайте коньки, лыжные прогулки, йогу.