Реставрационные работы центрального фасада промышленного корпуса банка Рукавишниковых выполнены на 70%. Здание, известное нижегородцам как бывшая фабрика «Маяк» (Нижне-Волжская набережная, 11), реставрируют к юбилею города в рамках программы «Город 800».
Работы по контракту включают в себя укрепление стен здания, реставрацию фасада, в том числе восстановление утраченных элементов. На фасаде реставраторы меняют порядка 30% дефектной плитки. Новую плитку укладывают на место только тех элементов, которые невозможно восстановить. Чтобы старая плитка лучше держалась, поверхность фасада усиливают специальными составами и заполняют пустоты. Для изготовления плитки подрядная компания провела лабораторные изыскания при содействии научно-исследовательского центра при Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Цвет плитки полностью соответствует той, что была исторически. Сложность работы по 10-балльной системе — 10 из 10-ти. Плитка достаточно много весит при небольшом размере, при этом много разных форматов. Нам надо ее не просто положить, а подогнать каждую плиточку к плиточке, чтобы это „одеяло“ собралось, как и было. Это сложная и кропотливая работа. В конце недели начнем монтировать лепной декор. Все работы идут согласно графику», — рассказал начальник участка ООО «Апекс» реставратор Александр Скудный.
Специалисты уже провели работы по укреплению стен изнутри, сейчас реставрируют штукатурку, лепной декор и металлические элементы пинаклей (фиалов). Работы завершатся в начале августа.
Напомним, в прошлом году были проведены реставрационные работы на части северного фасада. Общий объем финансирования работ по воссозданию всего фасада составит 68 млн рублей.
Также продолжается реставрация главной входной группы и лестничного марша до 4-го этажа, а также части помещений 3-го этажа. Подрядчиком выступает ЗАО «СМУ-77». Стоимость контракта — 20,7 млн рублей.
В настоящее время специалисты выполняют вычинку кирпичной и лицевой кладки, реставрацию откосов оконных проёмов и подоконников, облицованных плиткой, а также облицовку лестниц, очистку и дефектовку исторической плитки главной входной группы.
«Здесь утрачено порядка 60% плитки. Старую плитку, которую можно восстановить, отдаем в мастерские на реставрацию. Основная сложность — подобрать исторический голубой тон плитки и изготовить её. Сейчас у нас восемь образцов, которые сделали коллеги-реставраторы из Санкт-Петербурга. Когда мы остановимся на одном подходящем варианте, партию — это 1800 штук — запустят в производство. В цехах керамисты вручную на каждую плитку нанесут глазурь, это можно сравнить с росписью елочных игрушек», — рассказал генеральный директор ЗАО «СМУ-77» Владимир Молоканов.
На лестничном марше идет расчистка поверхностей, дефектовка и очистка образцов, воссоздание штукатурки стен и потолков, а также лепного декора. Специалисты отреставрируют ступени, кирпичную кладку и декоративное ограждение лифта. Особое внимание уделили и окнам на третьем этаже.
«Также идет реставрация металлических оконных изделий. Конструкции собираем из сохранившихся элементов. Сейчас нам удалось восстановить восемь окон. Они такие же, как и 100 лет назад: с такими же опорами, замками и клёпками. Объем работ по контракту выполнен на 60%. Работы завершатся в августе», — добавил Владимир Молоканов.
Напомним, здание планируется приспособить под культурно-технологический кластер «Маяк» как площадку для коллаборации искусства, медиа, дизайна, науки и IT-технологий.
Торговый дом Рукавишниковых на Нижне-Волжской набережной — объект культурного наследия, который является частью архитектурного ансамбля банка Рукавишниковых. Здание было построено в 1911—1914 годах известным модернистским архитектором рубежа XIX-XX столетий Федором Шехтелем по заказу нижегородского купца-миллионера Сергея Рукавишникова.
Фасад особняка, выходящий на набережную, отсылает к готической традиции: оно украшено декоративными копьевидными башенками и стрельчатыми высокими окнами. В 1915 году в здании разместилось эвакуированное из Варшавы швейное предприятие, которое именовалось сначала Швейной фабрикой №1, затем — фабрикой имени Красной армии и флота, а уже в шестидесятых годах XX столетия стало производственным объединением «Маяк».