Радуга Дождливых королей
Они совсем не слышат. Они дети. Они обычные и особенные. Они могут увлечь, зажечь большой зал абсолютно разных людей, заставить их смеяться, плакать, танцевать руками и сердцами. Театр «Пиано» знают не только в нашем городе, не только в нашей стране. Его ребят называют чудом, терапевтами души, маленькими волшебниками и настоящими актерами. И о них мы не раз писали. Скоро у театра появится новый дом, точнее, их дом, их театр, который находится в здании Нижегородской школы-интерната для глухих детей, станет больше и преобразится. Каким он будет и когда это произойдет, рассказывают нижегородский дизайнер автор проекта Ольга РЫХЛОВА и художественный руководитель, режиссер театра, заслуженный работник культуры РФ Владимир ЧИКИШЕВ. Ольга Рыхлова: Проект этот родился очень быстро, очень естественно — как только я почувствовала этих ребятишек. Они же воспринимают мир через цвет. Поэтому проект радужный, веселый. Основные символы — радуга (в зрительном зале) и цветик-семицветик (в комнате творчества). Кстати, выяснилось, что цветик-семицветик — это первый спектакль театра «Пиано», поставленный им 23 года назад.Недавно театру выделили еще одно помещение в 64 кв.метра. Туда переедут творческая мастерская и кабинет, где пишутся сценарии, где Марина Чикишева работает над костюмами. В результате зрительный зал расширится, оно совершенно по-другому заиграет, там возникнет совсем другая акустика. А еще в театре наконец появятся санузел (с душем и стиральной машиной) и кухня. Все-таки дети и руководители проводят в театре очень много времени, можно сказать, живут здесь. Владимир Чикишев: Репетиции в субботние и воскресные дни — это не редкость. Но накормить ребят в выходной — это великая проблема, так как школьная столовая не работает. Или бывает, мы с детьми возвращаемся в школу-интернат из гастрольных поездок или фестивальных спектаклей уже ночью. Дети голодные, а столовая, понятное дело, уже закрыта. Пока нет кухни — приходится вести всех к себе, хоть у нас и небольшая квартирка. Они и ночуют иногда у нас. Зал-радуга Ольга Рыхлова: Символ радуги в зрительном зале будет обыгран не только цветом. Например, ряды кресел будут располагаться радиусом. Сидячих мест прибавится, но немного. Сейчас их там примерно 20, я сделала 25, можно приставить еще целый ряд — будет 35. Но мы принципиально не стремились уместить больше кресел, потому что камерность спектакля и контакт со зрителями не предполагает огромного количества гостей. Владимир Чикишев: За сценой появится самое загадочное место театра — конструкция высотой в четыре метра. Эдакий корабль из балкончиков, шкафчиков, полочек, ящичков, лесенок — из всего, что будоражит фантазию. И все это будет насыщено реквизитом, который можно использовать для игры. Таинственное пространство, оторванное от земли, которое манит, волнует, и не только детей. Ведь в жизни детям этого так не хватает! Как-то лет десять назад в Германии мы с ребятами ночевали в одной семье, где были большие полати. Такое пространство мира и покоя, тоже оторванное от земли. И все дети забрались наверх и просто уснули там вместе с местными котами. А еще в театральном зале каждый стульчик будет одет в свой костюм. Их Марина будет делать вместе с детьми. Нужны только время и ткани. Семицветик и ладошки Ольга Рыхлова: Творческая мастерская — самое большое после зрительного зала помещение. Она будет обыграна как яркий цветок — цветик-семицветик. Это место для семинаров, мастер-классов, занятий прикладным творчеством. В центре — большой круглый стол. Одна из стен здесь будет обработана декоративной штукатуркой и оформлена ладошками ребят. Тут оставят свои отпечатки и друзья театра. Все придут и просто оставят отпечатки своих ладошек на память и как символ общения, дружбы и взаимопонимания. Ведь язык жестов — это руки. Цвет и руки — так они воспринимают мир. Владимир Чикишев: Будущая креативная мастерская — единственное место в школе, где люди смогут сесть за один стол и посмотреть друг другу в глаза. Часто, чтобы услышать человека, надо сначала его увидеть. Мир театра — это не только сцена. По моему глубокому убеждению, наш театр прорастает из рисунков художников, Марины. Они с ребятами делают маски, костюмы, создают пространство. И очень важно, что мастерская дает возможность продвигать планы получения детьми околотеатральных профессий. Ведь театр — это много профессий. Театральный холл интернату Ольга Рыхлова: У меня есть проект и для холла. Но холл — он не только театра, но и всей школы-интерната. И будет на него финансирование или нет — пока неизвестно. Как минимум, мы там все равно перекрасим стены, сделаем перестановку, отдекорируем существующую гардеробную и стойку, немного сымитируем все под театральный холл. А еще установим системы для выставок. У ребят из интерната очень много разных выставочных работ, они постоянно что-то делают, творят, где-то участвуют. Будет и система кронштейнов, чтобы устраивать экспозиции художников, фотографов — тоже друзей театра. В общем, холл тоже должен преобразиться. Но, возможно, не в этом году. Есть шанс успеть Ольга Рыхлова: Реставрация театра должна начаться вот-вот, чтобы к 1 сентября уже все закончить. Ее частично финансирует город, театр и сам зарабатывает как может. Так, 1 июня ребята давали благотворительный спектакль «Дождливые короли» в Кремлевском концертном зале. Проходит масса различных аукционов — ребята в театре очень активные. Владимир Чикишев: Думаю, мало шансов, что все работы будут закончены к 1 сентября. Процесс подготовки тендера не от нас зависит. Но если серьезная фирма его выиграет и не будет затягивать, то можно успеть. Тогда День знаний пройдет в театре. На реставрацию необходимо больше трех миллионов рублей. Два с небольшим из них, выделенные городом, — на строительную часть. Все остальное: мебель, реквизит, свет, звук, техника — это около одного миллиона рублей. В эту сумму входит и мощная система вентиляции — она крайне необходима. Ведь много людей в небольшом помещении — это привычное дело для «Пиано». Театр как будущее школы Владимир Чикишев: Вообще театр — необычное явление для школы. Но он крайне нужен ей, он дополняет ее, органично, в игре, исправляя недостатки. Он рождает личностное участие ребенка, основанное на интересе и любви. Я уверен, что театр в школе — это здорово, это путь в будущее, такая экспериментальная площадка, творческая лаборатория, где ищутся и отстраиваются отношения между педагогом и учеником. Это возможность для педагогов увидеть, как помогает игра в развитии и воспитании ребенка, и попробовать этот метод на практике. Ведь в игре дети, которые нуждаются в поддержке, открываются, расцветают, начинают импровизировать и в результате сами помогают зрителям, в том числе в детских больницах и детских домах. Такой театр нужен не только школе, не только педагогам. В пространстве города так не хватает событий, которые заставляют людей сопереживать! Авторы фото Владимир Чикишев и Ольга Рыхлова Материалы по теме: Россия: территория не для слабыхТеатр плюс любовь