H
H e
S L n s
с

Раскрыть тайны мира

Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

Для одних понятие «литература» — не слишком приятная обязанность прочитать несколько десятков книг к экзамену, для других — целый мир эмоций и переживаний, способный раздвинуть границы времени и пространства до бесконечных пределов. Всё зависит от того, кто, когда и как окунулся в мир книжных страниц, вобравших в себя мысли и чувства сотен тысяч авторов. Сегодня об этом и многом другом мы размышляем вместе с кандидатом филологических наук, доцентом Еленой КИРДЯНОВОЙ.Досье «НП»Елена Робертовна Кирдянова. Выпускница Нижегородского театрального училища, кандидат филологических наук, член Российского союза германистов и Союза театральных деятелей России, специалист по истории литературы, постановке голоса и сценической речи, истории театра, кинематографа, автор более 40 научных статей. С 1997 года по настоящее время – педагог по сценической речи Нижегородского театрального училища. Преподает в Школе творческого развития Константина Хабенского.От Фёдора до Теодора— Елена Робертовна, что побудило вас, выпускницу театрального училища с красным дипломом, пойти учиться филологии?— Еще в училище мне предсказывали педагогический путь. Я стала работать актрисой, сразу получила роли, но в чужом городе в начале девяностых жить было крайне сложно. Вдобавок хотелось попробовать что-то еще. Я вернулась в Нижний, год готовилась к поступлению в вуз, поступила и… первую лекцию по языкознанию восприняла как личностную катастрофу, не поняв половину объяснений лектора. Пришла к выводу, что это сложнее, чем алгебра. Но вскоре педагог смогла объяснить нам всё. Это было как трюк, как волшебство, непонятное стало не просто понятным, но приятным!— А как вдруг увлеклись германистикой?— Я всегда любила Достоевского, но не решилась эту страсть перевести в научную область. И неожиданно открыла для себя немецкий романтизм, особенно творчество Гофмана: его противоречивость меня интриговала. Эта интрига закончилась при выборе темы кандидатской диссертации.— Кто же стал вашим героем?— Теодор Шторм. Мало изученный автор, очень немецкий и очень «тургеневский». Эти два писателя жили в одно время, переписывались и удивительным образом сходились во взглядах. Томас Манн даже писал, что это «два варианта одного и того же человека». Благодаря Шторму я выучила немецкий язык, побывала на его родине и была потрясена любовью к нему современных немцев. «Штормовское общество» в Германии по числу участников уступает только обществу Гёте и имеет филиалы даже в Японии.Экзотика бумажной книги— Но научные интересы сильно отличаются от того, что требуют программы вузов и других учебных заведений, в которых вы преподаете.— В этом нет противоречия, мне интересна вся литература, художественное слово, творческая лаборатория писателя. Всё, что связано с рождением произведения. Современные студенты не приучены читать, особенно бумажные книжки. Для них это — экзотика. Но курсу к третьему словесное искусство может их увлечь настолько, что они не только начинают пристально следить за новинками литературы, но сами становятся авторами и даже критиками.— Так как же «зацепить» студента литературой?— Нужно с первых лекций, с героев мифов и Гомера, заинтересовать студентов не столько теорией, сколько поступками и характерами героев. Впечатлить, найти зацепку, открыть новое, оригинальное, ведь чувства людей во все века неизменны. Показать, что, поняв героев прошлого, мы сможем лучше понять себя, выйти за границы повседневности и быта.Вершина педагога— Но ведь при этом и сам педагог должен работать над собой. Есть ли, скажем, смысл сегодня защищать докторскую диссертацию? Для чего?— Это измеряется внутренней потребностью. Это определенная вершина, причем сам процесс изучения и исследования иногда интереснее, чем результат. Если ты не творишь, то становишься обычным книжным червем, который просто жонглирует чужими мыслями, и тогда это не имеет смысла.— Как может творить педагог?— Любой настоящий педагог ‑всегда натура творческая. Он вдохновляет студентов, открывая им и самому себе тайны мира. При этом не перестает удивляться им сам. В этом тайна и смысл жизни педагога. Он помогает ученикам создавать свои личностные миры, открывать ученику его собственное содержание. Когда студент неожиданно осознает и видит свои слабости или незнание и лень, вдруг понимает, что он несовершенен, что есть предел, дальше которого он не хочет двигаться, — это сложный момент и для него, и для преподавателя. И тут главное — преодолеть этот кризис. Вместе.Сыграть, не читая— Каковы отличия в знакомстве с литературой у студентов университета и театрального училища?— У последних другая степень присвоения образного мира. В первую очередь — эмоциональная реакция. Они более свободны в высказывании своего мнения. Для них литература — не объект исследования, а материал, с которым они выходят на сцену, часть повседневности. Они порой высказываются и думают словами литературных героев.— Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что они, выйдя на профессиональную сцену, прочли только свою роль и не читали произведение целиком? И можно ли сыграть, зная только «своё»?— Провокационный вопрос. Сыграть можно всё. Даже не читая. Вопрос в том, будет ли это искусством. Меня не вдохновляет фиглярство.— Из сегодняшних авторов кого бы вы выделили?— В современной, актуальной литературе не стала бы никого рекомендовать в печатном издании. Прилепин и Вера Полозкова — мой максимум.Искусство для жизни— Школа Хабенского, появившаяся в городе, — что она дает школьникам для понимания творчества и искусства в целом?— Она позволяет узнать себя, попробовать свои возможности в пластике, слове, актерской игре. Не для того, чтобы стать актером, а для развития, ощущения себя уверенным, свободным, умеющим слушать, видеть, реагировать. Творческое развитие позволяет использовать много способов взаимодействия с миром. Видеть разные способы разрешения жизненных ситуаций, импровизировать.— Не слишком ли это сложная задача для детей и подростков? Как вы помогаете ее решить?— Мы их не учим. Мы помогаем им развить в себе умение ориентироваться, видеть больше, чем один путь или один вариант. Поверить в то, что многое возможно. Иногда даже невозможное.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::