Имя Ростислава Алексеева знают не только в Нижегородской области, но и далеко за её пределами. Подумать только: построить корабль, который мог не только плавать, но и летать над морем и сушей! Созданную им машину знают, как экраноплан. Это супербыстрое судно, которое сочетает в себе свойства и самолета, и корабля: за счет воздушной подушки может лететь низко-низко над водой. Его называют «морским монстром» и «летучим кораблем». Прошлое и будущее российских экранопланов собрали в одном материале наши коллеги из ТАСС.
По словам друзей и коллег Алексеева, водой и скоростью тот был одержим с юности. Над созданием быстроходных судов он начал работать ещё в студенческие годы.
Первый опытный образец тяжёлого экраноплана Алексеев и его соратники спустили на воду в июне 1966 года. Назывался он просто — «Корабль-макет» (КМ), и на тот момент это был крупнейший летательный аппарат на планете.
С этого образца и до нашего времени прошло немало. Но самым современным экранопланом до сих пор считается «Чайка» 2. Его разработку пару лет назад возобновили в Нижегородской области. Аппарат будет передвигаться над водой на высоте примерно 3 метров, используя экранный эффект, со скоростью до 500 км/ч.
Главное отличие «Чайки-2» от экранопланов прошлого — высокий уровень унификации. Если в советские годы экранопланы строили из уникальных агрегатов и узлов, создававшихся конкретно под них, то в наше время предполагается использовать детали, применяемые при строительстве гражданских самолётов. Так, А-050 оснащается турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СМ (его устанавливают также на Ил-114), а материалы, электронику и гидравлику будут использовать исключительно российского производства.