Site icon Нижегородская правда

Равнение по центрам

торговый центр

Нижний Новгород возглавил список крупнейших российских городов, где больше не строят торговые центры. Таковы результаты масштабного исследования, которые обнародовали специалисты международной брокерской компании Cushman&Wakefield. По мнению экспертов, к этой ситуации привёл кризис. Жители стали больше экономить, покупательская способность снизилась, поэтому потребности в новых торговых центрах больше нет.

Что же придёт им на смену?

Без базара

Кризис серьёзно ударил по строителям коммерческой недвижимости. Как подсчитали специалисты, в трети российских городов строительство торговых центров остановилось. ТЦ возводятся в 121 городе с населением свыше 100 тысяч человек, в то время как таких городов по всей стране около двухсот. Аналогичные тенденции в населённых пунктах, где живёт больше полумиллиона человек.

В тех городах, где девелоперы ещё строят торговые объекты, наблюдается тренд на снижение числа новых комплексов и переход от массовой застройки к точечным объектам.

- Лишь единичные проекты в крупных городах достраиваются и выводятся на рынок, — рассказала старший директор отдела исследований Cushman&Wakefield Татьяна Дивина. — Активность на рынке преимущественно связана с оптимизацией концепций действующих торговых центров, в частности, с обновлением дизайна, пересмотром пула арендаторов и увеличением площадей. Мы переходим от периода бурного роста рынка к органичной точечной застройке, от традиционных проектов, предлагающих международный стандарт, к проектам с оригинальной концепцией.

Застройщики прекратили или замедлили возведение центров из-за насыщения рынка. Бум строительства торговых центров пришёлся на 2006 – 2008 годы, потом в планы девелоперов вмешался кризис. Затем стройки возобновились. В результате многие торговые центры сейчас стоят полупустые. Туда не идут ни арендаторы, ни покупатели.

Вторая причина — в снижении покупательной способности россиян. Кризис ударил по карманам жителей, и они стали экономить на одежде, обуви и развлечениях.

Ещё одна причина в том, что торговые центры долго окупаются. Поэтому не каждый бизнесмен решится сейчас на такой проект.

- Быстрее окупаются большие торговые центры, куда охотнее идут именитые бренды, – приводит пример директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева. – В среднем, если у торгового центра есть чётко выверенная концепция использования метража, то малые торговые центрыдо 10 тысяч квадратных метровокупаются за пять лет, средниеза 8 – 10 лет, а крупныеза 10 – 12 лет.

Впрочем, эти причины характерны для всех городов России. Но у Нижнего Новгорода есть свои особенности.

Выше Нижнего

По мнению консультантов Cushman&Wakefield, строительство крупных торговых объектов в Нижнем Новгороде прекратилось из-за того, что город уже вышел на третье место в России по площади торговых центров на душу населения.

Обеспеченность ТЦ в столице Приволжья уже давно побила все рекорды. Если норма торговых площадей составляет 280 квадратных метров на тысячу человек, то в Нижнем Новгороде, по последним данным, на одну тысячу жителей приходится более 700 «квадратов». В ряде районов с торговыми центрами по всем нормативам уже наблюдается явный перебор. Так, в Нижегородском районе норма торговых центров перевыполнена на 625 %, в Канавинском — почти на 400 %.

Немного отстают Приокский район, где обеспеченность торговыми площадями составляет почти 240 %, Московский, продемонстрировавший результат в 186 %, Советский — 256 %, Сормовский с результатом в 145 %, Ленинский, перевыполнивший норму на 255 %, и Автозаводский район, в котором торговля, видимо, идёт не полным ходом, но всё равно выбивается из нормативов: 138 %.

- Для нижегородского рынка торговой недвижимости характерен географический дисбаланс предприятий торговли, — подтверждает заместитель директора агентства «Коммерческая недвижимость» Ирина Фомичёва. — В центральных районах, как правило, есть супер- и гипермаркеты, большие универмаги, а в заречной части города по-прежнему сохраняются микрорайоны, где торговля совершенно не развита. Это объясняется исторически сложившейся ситуацией: в верхней части Нижнего Новгорода расположены престижные районы, население обеспеченное, покупательская способность выше, чем на окраинах.

Настроились на лучшее

У многих нижегородцев такое изобилие торговых центров вызывает раздражение. Жители замечают, что лучше бы такими ударными темпами в городе возводились детсады и школы.

Однако эксперты ничего страшного в таком положении вещей не видят.

- Перенасыщение рынка может навредить прежде всего владельцам бизнеса — уменьшением выручки и меньшей проходимостью, — считает Татьяна Романчева. — А вот потребителю большое количество торговых центров помешать не может, ведь у него увеличивается выбор товаров и развлечений. Недовольство горожан нельзя оценить однозначно, ведь торговые центры строят частные лица, а не государство, поэтому претензии предъявлять бессмысленно. Предпринимателям строить детские сады и парки невыгодно. Хотя сама я предпочла бы, чтобы парков стало больше и чтобы сохранялись и благоустраивались уже существующие.

По словам специалистов, нельзя однозначно сказать, что в Нижнем Новгороде строительство торговых центров полностью заморожено.

- Скорее, здесь нужно говорить о тщательном и взвешенном подходе инвесторов, — рассуждает генеральный директор компании «IDEM консультанты по торговой недвижимости» Екатерина Гресс. — В городе реализуются различные девелоперские проекты, которые находятся на разных стадиях. К примеру, планируется строительство торгового центра на проспекте Ленина общей площадью 150 тысяч квадратных метров. Строительство завершится в 2019 году. Также мы знаем о планах девелоперов по строительству торгового центра на улице Футчика в Автозаводском районе. Идёт строительство торгового центра на проспекте Гагарина возле парка «Швейцария».

По мнению Екатерины Гресс, рынок торговых центров начинает входить в новую фазу развития.

- Происходит постепенное переформатирование рынка, ещё в 2014 году мы начали говорить о появлении новых форматов — это лайфстайл-центры, когда ТЦ становится не местом шопинга, а местом досуга. Магазины перемежаются с ресторанами, развлекательными и обучающими форматами, кофейнями, зонами отдыха и центрами спортивной активности. Именно такие объекты будет выбирать покупатель в ближайшие годы, — заключает эксперт.

В Москве и Санкт-Петербурге такой формат уже весьма развит и востребован. Посмотрим, как это будет выглядеть в Нижнем Новгороде.

Exit mobile version