Горьковский метод: вспоминаем, как в городе зародилась народная стройка
Газета "Нижегородская правда" №49 от 24.06.2020
Подписка на газетуВ 50‑е годы прошлого века в Горьком берут направление на увеличение темпов строительства. Бараки и подвалы пора было ликвидировать, а людей обеспечивать отдельными квартирами. На смену сталинскому ампиру приходит народная стройка – способ возведения многоквартирных домов силами будущих жильцов. Первые такие дома были построены на Автозаводе. «Горьковский метод» признали эффективным и призвали тиражировать по всей стране.
Хрущёв приехал
В середине 50‑х в Советском Союзе начинается типовое жилищное строительство, а постановление о борьбе с излишествами окончательно завершает эпоху советского монументального классицизма. Теперь дома должны были быть максимально дешёвыми, быстро возводимыми и функциональными. Пути решения проблем искали не только архитекторы.
По одной версии метод народной стройки в Горьком придумали сами рабочие Автозавода. В свободное от работы время они построили 24-квартирный дом, используя материалы, предоставляемые предприятием.
Википедия упоминает товарища Игнатова, первого секретаря Горьковского областного комитета КПСС, который стал инициатором народной стройки.
Независимо от того, кто стоял у истоков «горьковского метода», в 1957 году строительство силами рабочих ведётся в разных районах города. Один из таких микрорайонов возводился за посёлком Высоково в Сормовском районе. Оценить темпы строительства жилья приезжал сам товарищ Хрущёв.
Он осматривал квартиры в новых домах, наблюдал за монтажом стен из крупных блоков, интересовался качеством и стоимостью строительства.
«Тов. Н. С. Хрущёв одобрительно отозвался о работе цехов, строящих жильё своими силами, дал ряд советов по снижению стоимости строительства, применению дешёвых строительных материалов», – писали журналисты «Горьковской правды» в марте 1957 года.
Дешёвые шлакоблоки
Снижение стоимости являлось первостепенной задачей. Дома возводились преимущественно из шлакоблоков. На Автозаводе даже был открыт специальный цех для их выпуска. Многие считают, что шлакоблок сделан из мусора, однако это не совсем так. Прежде всего это строительный камень, полученный методом вибропрессования из бетонного раствора. Можно ещё сказать, что это смесь бетона и шлака. Последний, например, может оставаться после металлургического производства. Материал действительно получается достаточно дешёвым, но и не самого худшего качества. Достаточно отметить, что именно из шлакоблоков в начале XX века был сделан гараж во внутреннем дворе Эрмитажа. Так что шлакоблок хоть и отечественная придумка, но появился гораздо раньше, чем стартовала народная стройка.
Тем не менее советские инженеры и технологи постоянно искали новые варианты изготовления дешёвого материала.
«Зола с успехом может быть использована как заполнитель для лёгких бетона, как материал, идущий на изготовление железобетонных изделий. Из смеси золы и извести вырабатывается кирпич, перегородочные плиты, а с добавкой цемента – плиты междуэтажных перекрытий. Таким образом, очевидно, что из отходов ТЭЦ можно получить дешёвые местные строительные материалы, которые особенно нужны для сооружения жилья своими силами», – писала товарищ Козловская, старший инженер технического отдела Горьковского отделения института «Теплоэлектропроект» в «Горьковской правде».
Те, кто не спешил внедрять дешёвые технологии и использовать отходы производства, жёстко критиковались. Так, в статье «Тов. Сорокин отметает ценное предложение» ругают директора завода, который не воспользовался рационализаторским предложением сотрудника, предложившего изготавливать межкомнатные перегородки не из чистого гипса, а из гипсоопилочного раствора.
Токари и слесари стали плотниками и малярами
Кроме этого строительство значительно удешевлялось из-за того, что рабочие возводили дома своими руками. Да и строить из шлакоблоков куда быстрее и проще, чем из кирпича.
«Удивительно быстро, буквально не по дням, а по часам растут жилые дома, – писал в своём репортаже журналист «Горьковской правды» Благин, посетив стройку на Дубравной. – Там, где виднелся лишь фундамент будущего дома, через день вырастет первый этаж, через два – второй, а на третий уже приходят плотники мастерить стопила. Менее полугода прошло с тех пор, как были заложены фундаменты первых домов, а к 1 мая во многих из них рабочие уже справят новоселье». Плотники, каменщики, маляры на стройке те, кто на заводе – токари, слесари, литейщики и кузнецы.
– Круглосуточная работа намного ускоряет строительство, – рассказывал в 1957 году бригадир, будущий новосёл Иван Богатов. – К тому же и простоев у нас нет: одна группа рабочих кладёт стены, другая – готовит леса на очередном доме. Кто раньше окончит задание, идёт на помощь другим.
Кстати, чтобы неквалифицированные рабочие сооружали дома не хуже кадровых строителей, коллектив «Горпроекта» брал шефство над народными стройками.
Маленькая, но своя
Дома возводились преимущественно одноподъездные, двухэтажные, на восемь квартир небольшой площади. И это была ещё одна возможность удешевить стоимость квадратного метра, обеспечить отдельным жильём как можно больше семей. Под критику попадают квартиры, которые проектировались с обособленными входами в каждую комнату, с большими площадями подсобных помещений – коридоров, кухонь, санитарных узлов.
Коллектив горьковского филиала «Гипроавтопром» предлагает проекты квартир, в которых средняя жилая площадь должна быть в пределах 25 квадратных метров в расчёте на семью из четырёх человек.
«Площади подсобных помещений должны быть максимально сокращены… В каждой квартире имеется оборудованная кухня площадью 4,5 кв. метра. В неё установлены плита на твёрдом топливе с водонагревателем для водяного отопления и горячего водоснабжения и раковина-мойка. В квартире есть санитарный узел… Запроектирован антресольный шкаф над проходом из передней в кухню», – рассказывал управляющий горпроектом Бубнов.
Кстати, земельные участки для каждого дома отводились таким образом, чтобы можно было построить сараи с погребами, установить площадки для отдыха и разбить фруктовые сады. Небольшие огородики около домов народной стройки существуют и по сей день. Сараи в большинстве своём давно заброшены, их постепенно сносят, чтобы не допускать поджогов. Времена изменились, и сегодня в сараях уже нет необходимости. Да и сами квартиры не считаются на рынке жилья лакомым кусочком. Небольшой метраж комнат, маленькие кухни сегодня не в тренде. Но тогда люди были действительны рады получить свою отдельную квартиру.
Страна подхватила почин
Как и было обещано, к 1 мая 1957 года на карте Сормовского района появился ещё один населённый пункт – посёлок Новое Высоково, больше известный нам как посёлок Дубравный. «Горьковская правда» печатает репортаж с новоселья. Среди счастливых обладателей отдельных квартир Михаил Рыбкин, грузчик Сормовского завода. В новую трёхкомнатную квартиру он заехал со своей семьёй. Первым оценил жильё его десятилетний сын Коля.
– Это всё наше, папка, да? Мы здесь будем жить? Ух, какая красота! – восторгался мальчишка.
Но это было только начало. Сормовичи, которые подхватили опыт автозаводцев, уже строили новые планы. Теперь они обещали к 7 ноября 1957 года сдать ещё 50 домов. Автозаводцы же успевали не только строить, но и делиться опытом с рабочими из других областей.
«Начатое замечательное дело по строительству жилых домов своими руками нашло большую и хорошую почву. Вся страна подхватила ваш почин. У себя на предприятии мы также создали строительную бригаду из 120 человек и будем строить себе жильё своими руками», – писали рабочие из Ногинска.
«Горьковский метод» применялся несколько лет. За это время были построены сотни домов, в которых, кстати, и по сей день живут нижегородцы. Однако постепенно на смену жилью, возведённому своими руками, стали приходить пятиэтажные хрущёвки. Начиналась новая эпоха жилищного строительства не только в Горьком, но и во всей стране. Впрочем, это уже совсем другая история…