Реквием сквозь метель
Спустя почти сто лет после первой публикации пьесы Максима Горького «Васса Железнова» в Нижнем Новгороде неожиданно появился третий вариант знаменитой семейной драмы. Откуда и каким образом он возник, стало понятно зрителям, побывавшим в Учебном театре Нижегородского театрального училища, а позже в Литературном музее А. М. Горького на премьерном показе спектакля Владимира Кулагина. Он вместе со своей замечательной партнершей, одной из ведущих актрис академического театра драмы, заслуженной артисткой России Тамарой Кирилловой, пошел на весьма смелый эксперимент. Из текстов известных вариантов «Вассы» 1910 и 1935 годов вычленил монологи, реплики заглавной героини и выстроил моноспектакль. Как рассказывает Владимир Анатольевич, работа шла почти год. И неудивительно. Изъять из полифоничной драматургии одну, пусть и ведущую, пусть и самую выразительную, тему, не разрушив авторские интонацию, мысль, не обеднив впечатляющий центральный женский образ, крайне сложно. …Под тиканье часов появляется она, на вид хрупкая и усталая, но такая сильная. Хозяйка большого дела, ведение которого требует недюжинного ума и стального характера. Хозяйка дома, управляться с которым еще труднее. Никто из близких не поддерживает усилий Вассы Борисовны, не оправдывает ее надежд. Хотя именно ради семьи тянет мать гигантский воз. Какую силу потратила, какие грехи на душу взяла! Даже убийство! Но она убеждена: для детей ничего не страшно, ничего не стыдно. Вот только что же приобретено такой непомерной ценой? Ни ответной любви, ни душевного благополучия, ни радости, ни понимания. Лишь одиночество, надрывающее сердце ощущением напрасно принятых мук… Спектакль выстроен как монолог Вассы Железновой и потому укрупняет, приближает к зрителям ее драму. Исповедальная интонация, звучащая гораздо явственнее, чем в каноническом варианте пьесы, побуждает острее сочувствовать женщине, переживающей крах своего мира. Фактурно Тамара Кириллова далека от традиционного представления о Вассе, крупной, с низким голосом, грубоватой и решительной. Но в том и особенность моноспектакля, что он открывает нам душу героини, гораздо более уязвимую, чем ее продубленная жестокой реальностью оболочка. И вспоминаешь, что имя Васса означает по-гречески «лесная», что Железнова-то она по мужу. Страшная фамилия, которую героиня приняла вместе с тяжкой судьбой, словно прессом, вдавила, впечатала в каждую клеточку принцип «С волками жить — по-волчьи выть». Однако глубоко внутри еще сохраняется нежная суть, которая освещает иногда счастливым воспоминанием. «Ах, сад наш! — говорит Васса о радостных минутах своей ранней поры. — Войдешь в него утром, когда он росой окроплен и горит на солнце — точно в церковь вошла! Голова кружится, сердце замирает, петь начнешь — точно пьяная!». Но от этого мажорного начала своего бытия она ушла слишком далеко. И приходится итожить: «Хорошо жить весной, летом, осенью… а зима — трудна». И зима Вассы наступила, леденящая, беспощадная. В финале спектакля голос Шаляпина звучит, будто реквием сквозь метель, уже заметающую следы женщины, которая истово прокладывала свой путь в никуда. Режиссер очень деликатно делает собственные образные акценты в действии, давая возможность актрисе полно прочувствовать и показать острую внутреннюю драму героини. Драму вечную и во многом очень сегодняшнюю. Когда тоже приходится решать, какую цену ты готов платить за жизненный успех. Когда твои цели, твои жертвы могут показаться никчемными тем, кто идет вслед. Нельзя пока сказать, на мой взгляд, что текстовая выборка из двух горьковских пьес сделана абсолютно удачно и не видно «швов». Были в действии моменты, когда мне как зрителю не хватало напряженного взаимодействия Вассы с другими персонажами. Ведь именно это у Горького великолепно проявляло характер героини. Но в целом концепция моноспектакля убедила: «третий вариант» имеет право на существование. Он несет свою образную и душевную информацию, дополняет наше представление о хрестоматийной пьесе, пробуждает ее свежее восприятие. Свою оригинальную работу режиссер и актриса посвятили 90-летию Нижегородского театрального училища, в котором получила уроки профессии и Тамара Юрьевна Кириллова. В. А. Кулагин намерен создать цикл театральных постановок с участием ныне известных, творчески состоявшихся питомцев славного учебного заведения.