Конкурс «Лидеры России» – флагманский проект открытой проектной платформы «Россия – страна возможностей». Его задача – продемонстрировать активным гражданам страны реально работающие социальные лифты. Всероссийский управленческий конкурс «Лидеры России» реализуется Высшей школой государственного управления РАНХиГС по поручению Президента России. Цели конкурса – выявление, развитие и поддержка наиболее перспективных лидеров-управленцев со всей страны.
Руководитель конкурса "Лидеры России", проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления Алексей Комиссаров рассказал «Деловой газете», почему возникла необходимость в появлении такого проекта.
Чиновник нового поколения
– Алексей Геннадьевич, почему назрела необходимость в таком конкурсе?
– На самом деле попытки тех или иных кадровых отборов были всегда: и в Советском Союзе, и современной России. Но они не были такими массовыми. Двести тысяч человек подали заявки на участие в конкурсе «Лидер России». Сейчас происходит много кадровых изменений, и ещё многое предстоит. Нужны новые талантливые, способные управленцы, которые смогут двигать нашу экономику вперёд.
– Какие управленцы нужны современной России?
– В первую очередь профессиональные, умеющие анализировать информацию, делать правительные выводы. Главное – готовность и способность к изменениям, готовность к новому, желание и возможности учиться. Мир настолько стремительно меняется, что без этих способностей, без умения вопринимать новое и меняться невозможно добиться успеха. При этом базой должны быть профессиональные знания и умения, без которых никуда нельзя продвинуться.
– А Глеб Никитин такой?
– У Глеба Никитина очень мощные знания в тех областях, которыми он занимался. Я хорошо знаю Глеба Сергеевича как первого заместителя министра промышленности и торговли России и руководителя программы по подготовке высших управленческих кадров, в которой он участвовал. У него были очень хорошие показатели по всем программам и модулям. Он хорошо работал в команде. Он всегда сам с интересом воспринимал новую информацию и делился ей. Для меня Глеб Сергеевич – образец современного руководителя.
– Поражеешься энергии главы региона...
– Глеб Сергеевич всегда отличался высокой работоспособностью. Он ещё и спортом занимается. Не знаю, остаётся ли у него время сейчас для занятий. Знаю, для него это важный момент. У меня с Никитиным были разные истории взаимодействия. Я возглавлял фонд промышленности, который создавался по его инцициативе. Он его курировал и уверенно ориентировался в том, что у нас происходит. Знал проекты, которые находились на рассмотрении, знал все нормативные документы. У Глеба Никитина хорошее сочетание взгляда стратегического и аккууратного отношения к деталям.
– Как лично вы относитесь к тому, что к власти в регионах сейчас приходят губернаторы-технократы?
– У нас все по-разному понимают слово "технократия". Для меня технократия – это прежде всего меритократический подход – принцип управления, когда главным качеством для продвижения по службе являются талант, знания и способности, а не финансовые возможности или родственные связи. Конечно, я отношусь к такому подходу очень позитивно. И я рад, что про многих из новых губернаторов я могу сказать, что это именно такие люди.
Знания – сила
– Как вы считаете, чего в части образования не хватает российским чиновникам в целом?
– До последнего времени чиновников учили в основном знанию законодательства, различным процессам, изменениям в нормативных документах. Сейчас появляется всё больше программ, нацеленных на командообразование, развитие эмоционального интеллекта, стратегического лидерства. Это то, что очень востребовано сегодня. В ближайшем будущем мы планируем уделять больше внимания цифровой грамотности, управлению изменениями, холистическому подходу, клиентоцентричности.
– Чего ждёт от конкурса Администрация Президента, инициировавшая проект?
– Администрация ждёт новых людей на самых разных позициях, новых лидеров, новых управленцев, которые будут развивать экономику страны. Для президента важно дать возможность проявить себя тем, кто обладает талантами и способностями, продвинуть таких людей выше. Запустить меритократический подход, при котором продвигаются не по происхождению или статусу, а по талантам, знаниям, умениям. Кстати, это ещё одна особенность конкурса – он абсолютно закрыт от любого протекционизма. У нас было огромное количество просьб кого-то включить. Мы не можем этого сделать даже технически. И, самое главное, руководством Администрации Президента такие подходы были жёстко запрещены. Те, у кого есть какой-то блат, высокопоставленные родственники, наверное, имеют другие способы продвинуться, им необязательно участвовать в конкурсе «Лидеры России». В конце концов, никто не говорит, что это единственная возможность кадрового продвижения. Но в рамках конкурса мы точно защищены руководством Администрации Президента от каких бы то ни было протекционных историй.
– Действительно ли кадровые резервы востребованы?
– Спрос на грамотных управленцев колоссальный. Минэкономразвития России заявило о необходимости закрытия 34 позиций разного уровня. Первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко сказал, что предусмотрел для финалистов несколько вакансий в Администрации. И, как я уже сказал, многие наставники озвучили своё желание внимательно присмотреться к финалистам. К нам обращались многие губернаторы с просьбой дать информацию о полуфиналистах, о тех, кто хорошо покажет себя на региональном уровне. Все крупные руководители говорят, что им очень нужны кадры. Это миф, что нет спроса. Спрос есть. Не хватает хороших механизмов, чтобы совместить предложение и желание людей с теми потребностями, которые есть. Я надеюсь, что конкурс «Лидеры России» поможет в решении этой задачи.