Site icon Нижегородская правда

Роман с Новеллой

В начале 1915 года Нижний Новгород облетела скорбная весть о гибели прапорщика Геннадия Рождественского.

На смертный бой

Война с Германией, Австро-Венгрией и Турцией – первое страшное испытание, обрушившееся на нашу Родину в XX веке. Это была борьба по защите своих рубежей и братьев-славян. Войну сразу назвали Второй Отечественной, после первой – войны с Наполеоном.

31 июля Нижний Новгород наводнили призывники. Началась всеобщая мобилизация. Призывали всех, без различия сословий и званий. В строй становились и князья императорской крови, и простые землепашцы. К Нижнему тянулись подводы с ратниками-крестьянами. Воинские присутствия вызывали повестками офицеров запаса – земских начальников, молодых помещиков, служащих пароходных компаний и помощников присяжных поверенных. В Ардатове был мобилизован молодой князь Владимир Звенигородский, в Горбатове – дворянин и выпускник кадетского корпуса Николай Купреянов, в Нижнем – сын родовитого васильсурского помещика и председателя губернской управы Павел Демидов.

В числе мобилизованных офицеров военного времени оказался и Геннадий Рождественский. Он происходил из семьи видного юриста и либерального деятеля Петра Александровича Рождественского. На фронт Геннадий ушел вместе с братом Виктором. Обоих зачислили младшими офицерами в 38-й пехотный Тобольский полк, квартировавший в Нижнем и в первые дни войны убывший в составе 10-й пехотной дивизии на Юго-Западный (австрийский) фронт.

 

У Вислы далекой

Семья Рождественских была многодетной и дружной. Забегая вперед, отметим, что шесть братьев и сестер Геннадия состоялись как личности, сделали успешную карьеру. Наталья, Галина и Татьяна посвятили себя искусству, старшая Лидия – педагогике (была деканом в Горьковском инязе). Отец Петр Александрович был в дружеских отношениях с видным писателем Евгением Чириковым.

Дружили между собой и дети, и в самый канун войны старший из Рождественских, Геннадий, обвенчался с дочерью Чирикова Новеллой. Композитор Александр Касьянов вспоминал, как жених и его юная избранница с родными и друзьями «спустились с Верхне-Волжской набережной к пристани, где их ждал украшенный гирляндами цветов пароход. После свадьбы молодые поселились в Нижнем Новгороде в доме Кривавуса на Студеной улице, 43 а, вблизи дома П. А. Рождественского».

А потом была война. С Тобольским пехотным полком прапорщик Рождественский шел фронтовыми дорогами Галиции, Привисленского края. На долю взводных и ротных командиров, кадры которых во многом комплектовались из чинов запаса, призванных из гражданской жизни, выпала тяжкая доля. Они жили одной жизнью с солдатами, делили с ними все тяготы, первыми поднимались в атаку и попадали под пули. Зимой шли позиционные бои у Равы Русской, Петрокова, Брезин.

А вскоре «Нижегородский листок» сообщил о гибели прапорщика Рождественского, скончавшегося от ран, полученных в бою 15 февраля 1915 года. Его хоронили с почестями, и на траурную церемонию явилось много народа.

«Был оркестр кадетов и взвод солдат, множество народа провожало его до кладбища», – писал Евгений Чириков.

Отпевали Геннадия Рождественского в храме Святых апостолов Петра и Павла, а похоронили на военном участке городского Петропавловского кладбища, там, где теперь парк имени Кулибина.

Его тесть Евгений Чириков стал военным корреспондентом и вскоре издал книгу «Эхо войны», посвятив ее «светлой памяти павшего в бою за Родину Геннадия Петровича Рождественского».Невозможно представить горе молодой жены. Храня память о любимом муже, Новелла Евгеньевна прожила долгую жизнь.

Станислав Смирнов

Exit mobile version