Романтика неба позволила выстоять и победить
Небо всегда манило и притягивало к себе людей одухотворенных, вдохновенных и творческих. Особенно молодых. Наши отцы и деды в тридцатых годах не были исключением. Как всё начиналось, как уносились в неведомые воздушные просторы первые автозаводцы, знают немногие. Хочу рассказать о героических судьбах четырех братьев Робулей, уроженцев Приднестровья, которые в те годы не просто заболели, а загорелись авиацией (а всего у матери-героини Александры Алексеевны Шереметьевой и ее мужа Данилы Лаврентьевича Робула было 12 сыновей!) Спустя десятилетия можно смело сказать, что они достойны, чтобы их помнили и чтили потомки. Хотя бы потому, что они были первыми. В 1928 году после службы в армии в Горький приехал Анатолий Данилович Робул, который в 1932‑м организовал сначала кружок, а затем школу планеристов. Инициативный и деятельный Анатолий одновременно был инструктором и начальником планёрной станции. На том месте, где сейчас находятся Дворец культуры ГАЗа и парк, он организовал субботник и вместе с единомышленниками подготовил необходимое поле. Поработать пришлось немало: пилить деревья, выкорчевывать корни, засыпать ямы, выравнивать лужайки. Позже на Западном поселке был создан аэроклуб, помогали Робулю в этом летчик-инструктор из аэроклуба с Мызы Куимов, Виктор Сорокин и председатель завкома В. Кожевников. Летать учились на самолете «У‑2», но старый аэродром оказался мал, поэтому пришлось построить новый в районе пос. Малышево. В январе 1935 г. состоялся торжественный выпуск первых летчиков аэроклуба имени Водопьянова. Позже перебрались в пос. Стригино, где сейчас находится аэропорт. Старший из братьев, Степан Данилович, также работал в аэроклубе, в качестве техника готовил самолеты к вылету. В 1941 г. он умер от воспаления легких. А младший из Робулей, Павел Данилович, еще мальчишкой также совершил несколько отчаянных полетов на планёре вместе с инструктором Ириной Скоробогатовой, а во время войны работал на авиационном заводе. Всю свою жизнь он прожил в родном городе. Воевать ему не пришлось: за него с лихвой это сделали братья. В первые дни войны Анатолий Робуль ушел на войну, часто вылетал за линию фронта, сбрасывал десант в немецкий тыл, а также выполнял другие опасные задания. Он был разносторонне талантливым человеком: занимался спортом, хорошо рисовал, играл на музыкальных инструментах, пел, плясал. И даже на фронте не терял чувство юмора, был весельчаком и любимцем среди сослуживцев. Погиб в Польше в 1944 г. Третий брат, Владимир Данилович (именно он в целях более легкого восприятия на слух своей фамилии добавил мягкий знак), был принят в аэроклуб в 1935 г. , прошел путь от курсанта до инструктора. Но это было только началом. Путь от романтизма в мирном небе до боевых вылетов оказался коротким. Окончив летное училище, он отправляется на фронт и служит в авиации дальнего действия. Только представьте себе: совершил более двухсот!!! боевых вылетов и каждый раз пересекал линию фронта в целях бомбардировки вражеских объектов. В книге дважды Героя Советского Союза Александра Молодчего «Самолет уходит в ночь» приводятся следующие цифры, характеризующие фронтовую обстановку в начале войны только на примере одного полка. «В течение недели совершено 180 вылетов, из них ночных 120 (на дальние цели — 85, на ближние — 35). Уничтожено и повреждено: железнодорожных эшелонов — 15, танков — 20, автомашин с живой силой — 70, аэродромов противника — 4, сбито вражеских самолетов — 3. Потери полка: 5 бомбардировщиков». Таков краткий недельный отчет, как бы один из фронтовых эпизодов, из которых и складывалась общая бухгалтерия войны, написанная кровью и мужеством, так как каждый вылет требовал от летчиков героизма и подвига. Робуль обладал этими качествами, поэтому Молодчий А. И. тепло отзывается о нем в своей книге. И вполне заслуженно. После 203-го полета за линию фронта и удачной бомбардировки позиций противника в августе 1944 г. Робулю объявили, что он представлен к званию Герой Советского Союза. А следующий, 204‑й вылет оказался роковым: только сбросили 2 тонны бомб по указанной в задании цели, как их атаковал фашистский истребитель. Бомбардировщик загорелся, экипаж погиб, а командир в последний момент выбросился за борт. Приземлившись на парашюте, сначала долго бежал, плутал, а потом случайно вышел на немецкий аэродром. В голове сразу возник отчаянный и дерзкий по своему замыслу план захватить «Юнкерс-88» и угнать к своим. Однако, пока выжидал подходящего момента, он потерял сознание: сказались ожоги, усталость и сильная жара. Его схватили, долго били, допрашивали, затем отправили в лагерь. Но ждать неизбежной смерти Робуль не мог и вместе с единомышленниками совершил побег. Ушли недалеко: местный житель выдал их, после чего беглецов били, пытали, а после тюрьмы снова направили в лагерь. Вторая попытка оказалась удачной: втроем беглецы дошли до линии фронта и чудом под перекрестным огнем вышли на своих разведчиков. В госпитале он сразу написал письмо жене, треугольник ушел по адресу: «Горький, 43, Автомобильная, 14. Александре Алексеевне Робуль». Долго лечиться он не мог: горячая душа боевого летчика рвалась в небо, в бой. Спустя неделю он сбежал из госпиталя и вернулся в свой полк. Пришлось лечиться и снова учиться летать. До конца войны совершил еще четыре боевых вылета. А что же со званием? То ли документы затерялись в многочисленных инстанциях, то ли сказалось то обстоятельство, что его посчитали погибшим, без вести пропавшим или оказавшимся в плену, Звезду Героя он так и не получил. Так наша страна недосчиталась еще одного Героя Советского Союза, но это не умаляет подвиг Робуля и его личный вклад в общую победу над фашизмом. Белорусский писатель Евгений Галайдин написал о Владимире Робуле документальную повесть «Сбит над Тильзитом», опубликованную в журнале «Неман». Война окончилась, а Робуль до 1957 г. служил в армии, был личным пилотом командующего армией. Подполковник в отставке Владимир Данилович Робуль был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны, восемью боевыми медалями. После демобилизации проживал в Гомеле, одна из школ названа его именем. Затем проживал в Чернигове и работал представителем ГАЗа на сборочном заводе, часто выступал в школах, проводил большую общественную и военно-патриотическую работу среди молодежи. И никогда не забывал свою довоенную юность в Горьком, как он вместе с братьями организовал планёрную станцию и аэроклуб, с каким азартом они уходили в небо и осваивали его просторы. Как он был благодарен тому задору, целеустремленности и романтизму, которые вместе с профессионализмом и мужеством пригодилось ему в лихие военные годы.