Site icon Нижегородская правда

России славные полки

В Первую мировую войну российская армия одержала много побед. В основном это заслуга кадровых армейских и гвардейских частей, воевавших по-суворовски – не числом, а уменьем. Одной из лучших пехотных дивизий, вступивших в бой с врагом в самом начале войны, была 10-я, штаб и половина личного состава которой стояли в Нижнем Новгороде.

 

Нижегородская дивизия

Десятая участвовала в Галицийской битве, Лодзинском сражении, тяжелых боях 1915 года, Брусиловском прорыве. Поочередно соединением командовали генералы Николай Лопушанский, Василий Гаврилов, Дмитрий Надёжный, а в смутном 1917 году – Сергей Марков, позже один из вождей Белого движения.

В состав 10-й дивизии входили полки Екатеринбургский и Тобольский, сведенные в 1-ю бригаду, а также Томский и Колыванский; части имели порядковые номера с 37-го по 40-й. Первые два полка в канун вой­ны и составили костяк нашего гарнизона. Оба имели славную историю. Тобольский сформировал в 1703 году в Москве боярин Стрешнев, местом рождения второго полка стал в 1801 году Урал, отсюда и его имя – Екатеринбургский. Тобольцы и екатеринбуржцы воевали за царя и Оте­чество с Наполеоном (завершив кампанию штурмом Парижа), геройски обороняли Севастополь в Крымскую кампанию, участвовали в войне с Японией. Пунктами их дислокации с XIX века были города Лодзь и Скерневицы, штаб дивизии стоял в Варшаве.

В 1907-м и последующие годы полки и штаб дивизии вместе с 10-й артиллерийской бригадой прибывали в Нижний Новгород. В канун войны штаб 10-й дивизии находился в Грузинских казармах, в одноименном переулке. 37-й полк определили в Красные казармы на набережной Волги. Для 38-го построили новые – на Арзамасском шоссе. Под канцелярии 1-й бригады и Екатеринбургского полка отвели городской дом на улице Алексеевской. Другие казармы, штабы, управления, команды, лазарет занимали помещения в кремле и Артиллерийском городке за Крестовоздвиженским монастырем.

 

Цепь боёв и потерь

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. В ходе общей мобилизации, объявленной императором Николаем II из-за угрозы вражеского вторжения, кадровые полки пополнились ратниками запаса, их состав вырос почти вдвое – до 3867 нижних чинов при 79 офицерах.

«24 июля 1914 года полк был отмобилизован и 3 августа по железной дороге шестью эшелонами отправлен на фронт, – пишет историограф Екатеринбургского полка. – К 9 августа полк сосредоточился в городе Владимир-Волынский на Западной Украине».

Германия намеревалась сперва разгромить Францию, с которой у России был оборонительный союз, а потом всей мощью обрушиться на нас. Так и вышло.

Выручая союзника, российская армия, еще до завершения мобилизации, начала наступление в Пруссии и австрийской Галиции. На Юго-Западном фронте в составе 5-й армии генерала Павла Адамовича Плеве наступали части 5-го армейского корпуса Литвинова, куда входили и нижегородцы. С 13 августа 10-я дивизия Лопушанского вступила в Томашовское сражение. Упорный бой завязался у местечка Лащево, где наши отбили атаку австрийской пехоты и взяли в плен 1800 вражеских солдат и 18 пушек.

Бои следуют один за другим – у Павлувки, Важучина, Тышовцов. Прорвана оборона корпуса эрцгерцога Иосифа-Фердинанда. Решительное наступление обеспечило взятие городов Томашов, Любачев, Ярослав, Пржеворск. 9 сентября пал Люблин. В целом Галицийская битва привела к разгрому сил Австро-Венгрии, армия которой отныне могла воевать лишь при поддержке германцев.

Совершив марш в Люблин, нижегородцы по железной дороге двинулись на Северо-Западный фронт. Там началась масштабная войсковая операция. Цель – остановить немецкое наступление на Ивангород и Варшаву. Форсировав Вислу, полки 10-й дивизии с ходу вступили в бой. Тяжелые бои – с маневрами, штыковыми атаками – продолжались до ноября. Итогом Варшавско-Ивангородской операции был полный срыв планов немецкого блицкрига на Восточном фронте.

Станислав Смирнов

Exit mobile version