На сегодняшний день более 900 тысяч россиян живут с ВИЧ и количество случаев ВИЧ-инфекции продолжает расти. К счастью, в Нижегородской области ситуацию удаётся постепенно стабилизировать. О том, какие меры предпринимаются для предотвращения новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией в регионе и какие новые методы лечения доступны нижегородцам, мы поговорили с главным врачом ГБУЗНО "НОЦ СПИД" Соломоном Апояном.
Новый подход
- Соломон Айказович, какова на сегодняшний день обстановка с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией в Нижегородской области? Она улучшается или ухудшается?
- Если в 90-е годы мы входили в тройку регионов по количеству ВИЧ-инфицированных, то сейчас находимся на 23-м месте. В Нижегородской области на учёте состоит 15 800 ВИЧ-инфицированных — это те, кто проходит лечение. К сожалению, есть те, кто от лечения отказывается, а также те, кто живёт с ВИЧ и не знает об этом. По сравнению с прошлыми годами рост заболеваемости составлял 10% ежегодно, но в этом году мы остались на уровне прошлого года.
- За счёт чего удалось добиться таких результатов?
В первую очередь СПИД-центр стал доступнее. Знаете, когда я пришел сюда работать год назад, в первый рабочий день я сидел в своём кабинете, на часах было четыре часа дня, я хотел вызвать одного из специалистов, звоню, но никто трубку не берёт. Выхожу из кабинета — в коридорах центра темно, свет выключен и только охранник бегает туда-сюда. Я у него спрашиваю: что случилось, где все? А он мне просто отвечает: так в 15:30 рабочий день закончен и все ушли. А я понимаю, что пациенты, которые едут из области, приезжают в Нижний Новгород по делам и могли бы заехать в СПИД-центр, не имеют такой возможности. Нужно понимать, что такое ВИЧ — это закрытое, секретное заболевание и приходиться выдумывать небылицы работодателю, чтобы приехать в центр за лекарствами, к примеру. В интернете прочитал много негативных отзывов о режиме работы. Тогда мы решили перейти на работу в две смены. Теперь мы работаем до 7-ми вечера. В результате, если раньше были серьёзные очереди, то сейчас потоки пациентов распределяются равномерно. Очереди есть, скрывать не буду, но не такие большие.
Кроме того, мы обновили оборудование, которое и морально, и физически устарело. Люди жаловались, что зачастую техника выдаёт неправильные результаты. Мы закупили новое сверхсовременное оборудование и теперь анализ делается быстро и точно.
ВИЧная проблема
- Когда вы говорите об отказе от лечения, вы имеете в виду ВИЧ-диссидентов? Насколько я знаю, они отрицают само наличие ВИЧ-инфекции, считая это «вымышленное» заболевание заговором фармкомпаний.
- К счастью, в Нижегородской области это не очень распространено. Например, у одной женщины удалось отсудить ВИЧ-инфицированного ребёнка, которого она не лечила. При этом она получала лекарства, которые были положены ей по закону бесплатно, но, по всей видимости, продавала, потому что ребёнок их не получал. Его состояние сильно ухудшилось. Мы долго боролись и смогли добиться лишения матери опеки над ребёнком. Сейчас девочка принимает лекарства и ей лучше.
Впереди — новая борьба. В этом году родилось два ВИЧ-инфицированных ребёнка, но родители написали письменные отказы от лечения. И по закону они имеют на это право. Сейчас мы консультируемся с юристами, изучаем судебные практики в других регионах, чтобы разработать механизм и в судебном порядке заставить родителей лечить своих детей.
- Как много ВИЧ-инфицированных детей в регионе?
- 235, но если до 2017-го года ежегодно рождалось не менее 11-ти ВИЧ-инфицированных детей, то в этом году этот показатель удалось снизить в 5,5 раз и в этом году таких детишек всего двое. Этого удалось достичь благодаря жёсткому контролю. Мы активно работаем с перинатальными центрами, с роддомами и просто с пациентами. Следим, чтобы ВИЧ-инфицированные не бросали пить лекарства, регулярно проходили обследование, корректируем лечение.
- То есть мало выявить ВИЧ-инфекцию? Приходится ещё контролировать, чтобы пациенты лечились?
- Понимаете, быть ВИЧ-инфицированным - очень тяжело морально. Человеку каждый день в течение всей жизни приходится принимать лекарства. Но ВИЧ-инфицированный, если он проходит лечение, живёт полноценной жизнью и у него, как у любого другого человека, могут возникать проблемы на работе, в личной жизни... Накопится усталость и бросит таблетки принимать, всякое может быть. Поэтому в каждом районе у нас есть доверенные врачи, которые знают своих пациентов в том или ином населённом пункте и отслеживают их лечение.
К слову, раньше связи с этими доверенными врачами практически не было, встречи проходили раз в четыре месяца и это было малоэффективно. Сейчас у нас ежедневная конференц-связь со всеми больницами. Наши врачи стажируются не только в Москве, но и за рубежом. И если появляется какая-то новая прорывная информация, мы ею делимся на этих конференциях. Также проходит обсуждение лечения пациента, корректировка, если возникают какие-то проблемы, побочные эффекты. Смотрим, пора ли сдавать пациенту анализ, чтобы увидеть, эффективно ли проходит лечение. Это, я считаю, прорывное решение.
- А как быть с детьми, ведь маленьким пациентам, пожалуй, ещё сложнее объяснить необходимость принимать лекарства?
- Да, дети не понимают, почему нужно регулярно пить таблетки, ведь они не чувствуют, что больны. В голове у них игры, друзья, свои детские проблемы, родители могут замотаться, поэтому необходимо объяснять детям, насколько важно принимать препараты.
Для этого в этом году мы создали первый в России кукольный театр, в рамках которого рассказываем детям важность приёма лекарств. Программа была разработана совместно с психологами. Куклы-персонажи, к примеру Доктор Пилюлька, объясняют детям в рамках театрализованного представления необходимость приёма препаратов. А пока дети заняты спектаклем, с родителями ведёт беседу наши педиатр и психолог. Уже очень многие в других регионах заинтересовались этим проектом и хотят запустить его. В нашей области уже прошли обучение более 120 детей.
Аналогичный проект есть и для взрослых.
- Расскажите подробнее.
- Этот проект называется «Школа пациента». Специалисты нашего центра, в том числе психологи, проводят неформальные беседы с ВИЧ-инфицированными пациентами вне СПИД-центра, так комфортнее, а кому-то и удобнее. Как правило, проводятся встречи на площадках некоммерческих организаций, с которыми мы активно сотрудничаем. В течение двух часов пациенты могут получить ответы на любые вопросы. Порядка 600 человек уже прошли обучение.
На днях мы узнали, что выиграли для поддержания этого проекта президентский грант на 500 тысяч рублей. Ведь эта работа не входит в служебные обязанности наших специалистов, а проводится только по нашей инициативе.
ВИЧ — не приговор
- На различных городских мероприятиях можно встретить мобильные лаборатории, где предлагается бесплатно и анонимно сделать тест на ВИЧ-инфекцию. Это тоже проект СПИД-центра?
- Да. Когда я возглавил СПИД-центр, то задался вопросом, что сделать, чтобы расширить охват тестирования населения? Логичное решение — открытие филиалов, но это очень дорого и финансово после закупки оборудования для лаборатории уже непосильно для нас. Тогда решили запускать мобильные пункты, где в течение двух-трёх минут можно узнать, есть вирус в крови или нет. Каждый раз, к сожалению, среди 200-300 человек, которых мы тестируем, выявляем двоих-троих человек. Это люди, которые никогда бы не дошли до СПИД-центра, потому что и подумать не могли, что они могли заразиться.
Типичный пример: молодой парень, 26 лет, собирался сделать девушке предложение. Раз сделали тест — положительный. Он говорит: не может быть. Мы перепроверяем, второй раз — снова положительный. В третий раз — та же картина. Он сидит, голову чешет и вспоминает, что да, где-то шесть лет назад у него был незащищённый контакт с малознакомой девушкой, случайная связь. Понимаете, вирус может проявить себя только через 6-8 лет, когда вдруг вы понимаете, что от банальной простуды оказались прикованы к кровати. Но чем раньше выявить ВИЧ-инфекцию, тем проще с ней будет жить.
- Мобильная лаборатория одна, а область огромна и густонаселена. Есть ли ещё какие-то проекты, позволяющие охватить как можно большее количество нижегородцев тестированием?
- Когда я года три назад возглавлял Лукояновскую районную больницу, наши специалисты выезжали сами и проводили диспансеризацию на месте, потому что люди работают, им некогда. Поэтому, когда я возглавил СПИД-центр, мы не стали ждать, когда люди к нам придут, мы решили организовать выезды на крупные предприятия. В будущем намерены охватить и средний бизнес — магазины, ИП. Отклик есть, сейчас нам уже звонят сами руководители предприятий и предлагают приехать. В этом плане огромная благодарность руководителям.
Благодаря нашим проектам, новому режиму работы СПИД-центра, новому оборудованию в лаборатории ежедневно мы проводим более трёх тысяч исследований, а ещё год назад этот показатель был в три (!) раза ниже.
- Насколько охотно население проходит тестирование?
- Достаточно охотно, особенно, если речь идёт о мобильной лаборатории или когда мы сами выезжаем на предприятие. Это очень важно, как можно скорее определить свой ВИЧ-статус и в случае, если он положителен, как можно скорее начать лечение.
А чтобы нижегородцы как можно больше узнавали о необходимости профилактики, мы проводим различные мероприятия и акции. К примеру, выпустили комикс «ИПППолит против всех». (ИППП — инфекции, передающиеся половым путём — прим. Ред). Принимая участие в молодёжном фестивале «Высота», мы раздали три тысячи экземпляров этих комиксов. И знаете, если обычные буклеты, как правило, валяются везде и всюду, то выброшенных комиксов я увидел только два. Совместно с топовыми автоклубами города проводим автопробеги. Для районов — это событие, когда движется колонна из двух десятков автомобилей, это привлекает внимание, а наши специалисты рассказывают о ВИЧ-инфекции, диагностике, способах передачи. Запустили канал на YouTube. Двигаемся в ногу со временем.
- ВИЧ — это приговор?
- Нет, главное, принимать таблетки и всё будет нормально, и дети будут, и семьи будут... Раньше люди умирали, а сейчас нет, сейчас с этим можно жить.
- Есть ли какие-то прорывные технологии, которые сегодня могут облегчить жизнь ВИЧ-инфицированных пациентов?
- В Китае сейчас идут клинические испытания жидкой формы лекарства, которое нужно будет вводить только раз в месяц. Это избавляет от необходимости пить таблетки каждый день.
- Мы сможем победить ВИЧ-инфекцию?
- Я думаю да, если мы протестируем всё население Нижегородской области, это моя мечта. Мы будем знать ВИЧ-статус каждого и сможем лечить каждого ВИЧ-инфицированного, а люди с положительным ВИЧ-статусом не будут невольно заражать других. Надо понимать, что сегодня 65% случаев заражения проходит половым путём. Сдать кровь на ВИЧ — это не стыдно, это не больно, это не займёт много времени, но это необходимо, жизненно-необходимо для всех нас.