Пятнадцатилетняя Надежда с детства ощущала себя «не такой, как все» – у неё сахарный диабет первого типа. Необходимость в ежедневной инсулинотерапии мешала чувствовать себя уверенно, а ведь именно это качество требуется сегодня, чтобы стать успешным. Профориентационная программа «Будущее в твоих руках», получившая грант президента, помогла девушке раскрепоститься и почувствовать себя счастливой.
Завтра обещают солнце!
С Надеждой и другими ребятами мы познакомились на тренингах проекта «Будущее – в твоих руках!», который проводят профессиональные коуч-тренеры. Глядя на оживлённые лица подростков, трудно поверить, что у них такие серьёзные диагнозы, как онкология, лейкемия, ДЦП. Параллельно в соседнем помещении занятия ведутся и для их родителей. Занятия для семей с детьми с инвалидностью бесплатные –программа идёт при поддержке Фонда президентских грантов.
– На тренингах нас учат нарабатывать лидерские качества, быть эффективными, правильно ставить цели, – рассказывает Надежда. – Каждая встреча – всегда что-то новое: бизнес-игры, тренинги, экскурсии в вузы и колледжи, где нам рассказывают о современных профессиях и как быть в них успешными.
Результаты ощущают и родители подростков.
– Я вижу, как меняется мой сын – становится более серьёзным, вдумчивым, ответственным, – поделилась мама 13-летнего Вани. – А главное, он просто излучает позитив. Может даже учительницу поддержать: «Не грустите, завтра обещают солнце!»
Зачем тебе ребёнок?
– Тренинги позволяют детям с инвалидностью самим сделать самое главное открытие: счастье – это вовсе не то, что с нами случается, – отмечает руководитель «Школы счастья» Екатерина Лёзова. – Это не результат счастливой случайности или везения. Оно зависит не от происходящих событий, а от нашей их интерпретации. Поэтому люди могут сами влиять на качество своей жизни.
Екатерина Лёзова – автор почти 100 проведённых уникальных тренинговых программ для детей и родителей, которые она создаёт в течение 13 лет.
Темы занятий для родителей самые разные, порой неожиданные. Например, «Зачем тебе ребёнок?»
– Мир так устроен, что мы, родители, должны помогать своим детям реализовать себя, выполнять свои жизненные уроки, – объясняет мама 15-летней девочки. – На проекте стало понятно, что очень важно уйти от понятия «мы». Есть я и есть мой ребёнок, и это две отдельные личности, и у каждого свои жизненные задачи.
В проектах «Школы счастья» задают и домашние задания. Например, найти в каждом дне маленькое счастье – это может быть хорошая книга, прогулка по парку или сделанное доброе дело.
Подростки находят свои формулировки счастья. «Гармония с самим собой и с окружающим миром». «Любить и принимать себя таким, какой ты есть». «Заниматься любимым делом». «Гармоничные отношения с родителями, друзьями, одноклассниками, даже с незнакомыми людьми».
Избежать гиперопеки
– Жизнь человека не застрахована от трагических событий, – говорит Екатерина Лёзова на тренинге для родителей. – Сами по себе удары судьбы не лишают человека возможности быть счастливым. Будет человек раздавлен неудачей или сможет по-прежнему наслаждаться жизнью, зависит только от его внутреннего отношения к происходящему.
Изменить это отношение сложно, но можно.
– Занятия помогают нам задумываться о взаимоотношениях в семье, – поделился папа одной из участниц. – Как, например, избежать гиперопеки над ребёнком с инвалидностью.
14-летняя Маша благодаря тренингам уже сформулировала свою основную жизненную задачу – научиться быть счастливой.
– Что у человека есть за душой, тем он и делится с окружающими людьми, – поясняет она. – А чем бы я могла поделиться, если бы у меня были только проблемы? Поэтому моя задача – вернуть состояние счастья и искать свой путь.
Впереди в проекте у ребят выездные тренинги на загородной базе, целая серия визитов в крупные нижегородские компании из разных сфер бизнеса и даже стажировка в выбранной компании.