Самый короткий путь
В день открытия XI Международного фестиваля искусств, 26 сентября,начался «Французский сезон на Сахаровском фестивале». Впервые перед нижегородскими меломанами выступил Национальный симфонический оркестр города Лилля под управлением всемирно известного дирижера Жан-Клода Казадезюса. Перед концертом организаторы фестиваля предоставили возможность журналистам пообщаться с маэстро и солисткой французской оперы Софи Фурнье (меццо-сопрано), которая в тот вечер исполнила партию Клеопатры в «Смерти Клеопатры» для голоса с оркестром Берлиоза. Жан-Клод Казадезюс, начав встречу на русском языке, сообщил, что любит выступать в России. Первое российское турне его оркестра состоялось в 1989 году, а в Нижний Новгород он приехал впервые. Маэстро русского-каталонского происхождения, родился на Монмартре. Его бабушка родом из Одессы, дедушка и мама были актерами. Казадезюс окончил Парижскую консерваторию по классу ударных инструментов и дирижерский факультет. В 1968 году был назначен главным дирижером двух известных парижских театров — «Опера де Пари» и «Опера Комик». Затем он участвовал в организации филармонического оркестра Pays de la Loire, в котором проработал ассистентом художественного руководителя до 1976 года. В том же году Жан-Клод Казадезюс основал Национальный оркестр Лилля, которым руководит до настоящего времени. Под его руководством этот оркестр, казалось бы, небольшого провинциального городка стал одним из ведущих оркестров Франции, с успехом гастролирующим в Европе, США, Канаде, Китае и Японии. — Я думаю, ваш город сыграл значительную роль в жизни Мстислава Ростроповича, который был моим большим другом и играл на первом концерте Национального оркестра. А потом мы много с ним вместе работали. Сегодня вечером на выступлении я буду помнить о нем, — признался маэстро. На вопрос, что побуждает его выступать со своим всемирно известным оркестром перед самой разнообразной публикой, в том числе даже в тюрьмах, Казадезюс ответил: — Я написал книгу, которая называется «Самый короткий путь от сердца к сердцу», и думаю, что музыка — это и есть этот самый путь. Я посетил 45 стран мира, и моя главная цель: чтобы музыка входила в повседневную обычную жизнь людей как необходимость, нести ее всюду, где она может быть услышана, нести всем — от самых привилегированных слоев общества до низов. Я уверен, что музыка, которая помогает развиваться воображению, может принести каплю надежды в океан отчаяния и разочарования. Музыка настолько богата чувствами, что все равны перед восприятием этих чувств, будь это люди богатые или бедные — неважно. Признался маэстро и в том, что Моцарт сыграл большую роль в его творческой жизни, а также Бетховен, Берлиоз, Малер, Стравинский, Бизе и, конечно же, Чайковский. — Я очень люблю настоящую глубину русско-немецкой музыки, некоторую легкость музыки французской. Мне кажется, музыка — самое обворожительноеи красивое отражение жизни, — сказал он в заключение. А на концерте виртуозно прозвучали в оригинальной трактовке Жана-Клода Казадезюса и Национального симфоничесого оркестра Лилля сюита и фрагменты из балета М. де Фальи «Любовь-волшебница», первая и вторая сюиты из музыки Ж. Бизе к драме Доде «Арлезианка», «Смерть Клеопатры» для голоса с оркестром Г. Берлиоза, а также фрагменты оперыЖ. Бизе «Кармен». По теме:Подмагией маэстро