Семикратная экономия
В докризисные времена мало кто из управленцев задумывался об энергоэффективности своих предприятий. Сейчас же, когда приходится экономить каждую копейку, энергосберегающими технологиями заинтересовались многие руководители. О том, какая работа ведется в этом направлении в учреждениях Министерства образования и науки РФ, рассказывает директор НИИ энергоэффективных технологий Нижегородского государственного технического университета Евгений ЗЕНЮТИЧ. В июле этого года Министерство энергетики РФ и Министерство образования и науки РФ пришли к соглашению о реализации пилотной программы энергосбережения в системе Рособразования, то есть в тех высших учебных заведениях, которые заинтересованы в повышении эффективности использования энергоресурсов. Ведь львиную долю внебюджетных средств (самостоятельно заработанных денег) вузы вынуждены отдавать за постоянно дорожающие коммунальные услуги. Это является одним из стимулирующих факторов, которые заставляют участников программы вкладывать и собственные средства в повышение энергоэффективности. Показатели потребления электроэнергии по разным вузам весьма сильно колеблются. Аналогичная картина — по потреблению тепла. Поэтому первая задача, поставленная перед нами, — проанализировать ситуацию и понять, какие причины дают сильный разброс показателей. Вышеупомянутая программа энергосбережения состоит из двух частей. Первая часть связана с финансированием научных проектов, направленных на разработку и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования. Вторая часть — это осуществление энергосберегающих мероприятий в вузах, с тем чтобы в дальнейшем использовать полученный опыт в других государственных ведомствах, в общеобразовательных школах и т. д. Программа реализуется с использованием опыта, наработанного некоторыми вузами в 1999 – 2005 годах. Тогда в высших учебных заведениях тоже реализовывалась программа энергосбережения, предусматривавшая и подготовку проектов, и создание инфраструктуры. В то время при вузах была создана сеть из 36 центров энергоэффективности. Около 20 из них смогли не просто выжить, а стали действовать как самостоятельные региональные организации. Те центры, что прекратили свое развитие, благодаря нынешней программе будут реанимированы. В этом заинтересовано не только Минобрнауки, но и региональные власти. Самым важным аспектом программы является то, что она носит комплексный характер: рассматриваются все вопросы, связанные и с разработкой проектов, и с их реализацией, и с их мониторингом. Разработаны показатели, которые определяют эффективность того или иного проекта, показывают его роль в изменении структуры энергозатрат учебного заведения. Особенностью программы можно считать проведение единой технической, информационной и методической политики, которая строится на использовании двух базовых центров — Московского энергетического института и Нижегородского технического университета. Именно в этих двух вузах совместно разрабатываются информационные материалы и формируется идеология создания и объединения региональных центров энергоэффективности. Программа включает в себя пять основных направлений. Первое — это модернизация систем освещения с использованием источников света нового поколения. Этому направлению уделяется огромное внимание, оно задействовано как в российских, так и в международных проектах. Потенциал энергосбережения в данной сфере для учебных заведений составляет 50 – 55 процентов. Причем это не только снижение расходов, но и обеспечение необходимых норм освещения в соответствии с действующими СНиПами (строительными нормами и правилами). Проработка этого направления позволяет создать инфраструктуру типовых проектов, которые в дальнейшем можно тиражировать и на средние профессиональные учебные заведения, и на школы, и на другие учреждения муниципальной бюджетной сферы. Второе направление — реконструкция систем теплоснабжения. Установка автоматизированных систем комплексного учета и управления потреблением энергоресурсов — следующее направление, на которое стоит обратить особое внимание. В целом ряде вузов имеется положительный опыт реализации таких проектов, позволяющих не только вести учет, но и осуществлять дистанционное управление и регулирование энергопотребления, что дает немалый экономический эффект. Установка газовых счетчиков в общежитиях вузов позволяет снизить оплату за газоснабжение в 5 – 7 раз. Это реальные цифры. Именно такую экономию уже получили нижегородские вузы. Еще одно очень важное направление — это подготовка специалистов. Можно сколько угодно говорить о энергосберегающих технологиях, но если на предприятиях и в организациях не будет людей, которые понимают, что это такое, то наш потенциал в данной сфере так и не будет задействован. Сейчас на базе Московского энергетического института и Нижегородского технического университета идет активная переподготовка кадров из разных регионов. Задача, которую поставило перед НГТУ Министерство образования и науки, — в течение этого года провести переподготовку не менее 350 специалистов. Наконец, последний по порядку (но не по значимости) аспект — создание экономических стимулов для проведения мероприятий по повышению энергоэффективности. Важную роль здесь играет привлечение инвесторов, которые готовы в рамках энергосервисных контрактов заниматься реализацией проектов, имея гарантии по возврату вложенных средств.