Эпоха серебряного века в России оставила нам не только культурные традиции, но и немало загадок и тайн. Их изучению, открытиям и сохранению наследия был посвящен проблемный семинар, организованный Государственным музеем А.М. Горького под эгидой Ассоциации литературных музеев России.
Новые старые имена
Нижегородский музей А.М.Горького уже второй раз собирает своих коллег из разных регионов на семинар, посвященный эпохе серебряного века.
«Нам стало очень интересно, как можно было раскрыть эту тему в своих музейных пространствах через экспозиции. Показать, как интерпретация многих наших гениев ложится в сегодняшний день. Мы сделали много открытий через исследования личности Горького, его современников, их творческие линии. На первом семинаре в прошлом году поняли, что требуется продолжение», - рассказала директор музея А.М. Горького Лариса Моторина.
Представлению творчества и судьбы Горького в музейных экспозициях немало выступлений на семинаре было посвящено и на этот раз. С исследованиями о его современниках Федоре Шаляпине, Леониде Андрееве познакомили сотрудники музеев из Казани и Орла. О преображении и развитии своих экспозиций рассказали руководители московского «Дома-музея А.П. Чехова и елабужского мемориального комплекса Марины Цветаевой.
Однако организаторы семинара стремятся открывать широкой публике и малоизвестные имена. Как, например, И.Г. Блинова, городецкого каллиграфа и изографа.
Все начинается с реставрации
Начало процесса реставрации предметов искусства в России тоже приходится на эпоху Серебряного века, утверждают современные специалисты. Сегодня для музеев реставрация экспоната может стать началом нового проекта или исследования.
В рамках проблемного семинара музей А.М.Горького подготовил небольшую экспозицию, где представил предметы, отреставрированные во Всероссийском научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря.
Среди экспонатов были декоративные деревянные фигурки, которые принадлежали супругу Надежды Максимовны Пешковой. Предметы были приняты без атрибуции и долго хранились в фондах музея. Но когда прошла реставрация и атрибуция, то есть было установлено, кому принадлежит эта работа и откуда она взялась, родился проект «Пинокотека Пешковых».
«В нем мы рассказали, чем была интересна эта семья с точки зрения художественного искусства. В результате семья передала в наш музей рисунки Максима Пешкова. Подобные проекты показывают насколько глубокими и целостными могут быть научные разработки сотрудников музеев,» - отметила Лариса Моторина.
Участники семинара познакомились с практикой реставрации и атрибуции экспонатов музеев Нижегородской области и других регионов. Поделились своим опытом изучения истории музейных предметов, восстановления их подлинной атрибуции.
Финалом семинара стало посещение музея-квартиры А.М.Горького и мультимедийной выставки «Очень хорошие книги и множество любопытных слов», спектакля «НЕбронзовый Горький».