Семья и школа: грани взаимодействия
Интересное исследование нравственности старшеклассников провели в одной из средних школ Лукояновского района. Педагогический коллектив школы № 2 города Лукоянова, известной в районе своими морально-этическими традициями, серьезно озаботился проблемой подготовки детей к будущей семейной жизни. Дело в том, что, по анкетным данным учащихся, 22 проц. из них воспитываются в неполных семьях. Все больше детей вырастает в отсутствии одного из родителей, а это значит, что в сознании ребенка укореняется понятие одиночества как нормы. Это грозит еще и тем, что эти молодые люди не получают правильного представления о браке, не учатся взаимоотношениям внутри семьи. Изменились и моральные устои взаимоотношения полов. По данным проведенного среди старшеклассников опроса, почти все подтвердили тезис «В современном мире допустимо всё», позицируя свою свободу без ограничений со стороны государства, семьи и общественного мнения. Абсолютное большинство опрошенных являются сторонниками добрачных отношений между юношами и девушками, положительно относятся к «гражданскому браку» (66,5 проц.), однако считают любовь и понимание приоритетами при создании семьи. 82 проц. опрошенных молодых людей считают маму подругой, а отца — другом. Значит, дети доверяют своим родителям, те в свою очередь интересуются внутренним миром и потребностями своих чад. В качестве трех приоритетных ценностей старшеклассники отметили: здоровье — 60 проц., хотя спортом регулярно занимаются только 40 проц. учащихся, а 9 % опрошенных имеют вредные привычки (курение); счастливую семейную жизнь — 46 проц.; материально обеспеченную жизнь — 40 проц. К слову, на вопрос: «Чего не хватает твоей семье?» — они хором отвечали: «денег» — видимо, материальная сторона волнует детей не меньше родителей. Половина опрошенных на последний вопрос ответили «старшего брата». Вероятно, ответственность, возложенная на них родителями, тяготит, ребята хотят быть младшими в семье, им не хватает ласки и нежности со стороны взрослых.В качестве трех отвергнутых приоритетов учащиеся отметили: творчество — 34 проц., удовольствие — 28,5 проц. и равенство — 25 проц. Обсуждая ответы учеников, педагоги допустили, что дети могли отвечать не совсем искренне, ориентируясь на свое знание, «что такое хорошо и что такое плохо», что говорит в свою очередь о положительных результатах воспитательной деятельности семьи и школы. В помощь семье в образовательном учреждении уже несколько лет работают кружок «Азбука нравственности» и «Клуб молодой семьи» для старшеклассников, где педагоги совместно с психологом помогают молодым людям получить необходимые знания для будущей жизни. Стоит отметить, что в большинстве случаев результаты многолетней диагностики указывают, что большинство учащихся уходят из школы, имея положительную нравственную ориентацию. По результатам исследованиий одиннадцатиклассников 2005 года, 60 проц. учащихся показали себя нравственно ориентированными, 2006 года — 92 проц., 2007 года — 80 проц., 2008 года — 76 проц. Таким детям легче адаптироваться в незнакомых условиях и не поддаться дурным влияниям среды, что и является в конечном счете целью воспитания. А вот результаты изучения нравственности выпускников этого года показали совершенно противоположное значение: практически 100 % выпускников 11-го класса 2009 года имеют неустоявшиеся нравственные ориентиры, то есть сомневаются, оглядываются на других, не имеют четкой позиции по многим пунктам. Какой путь они выберут без опеки школы и родителей? Показатели десятиклассников несколько лучше: 58 проц. исследуемых нравственно ориентированы, 37 проц. имеют не устоявшихся нравственных ориентиры, а 5 проц. учащихся 10-го класса показали свою безнравственную ориентацию. Эти многозначительные данные привела на научно-практической конференции для родителей заместитель директора школы № 2 по воспитательной работе М. Ю. Давыдкина. Практический психолог школы И. Н. Кожевяткина так объяснила тревожные результаты исследований: — Семья и школа в последнее время переживает кризис непонимания. Семья обвиняет школу в недостаточном внимании к воспитанию детей, школа винит семью в невоспитанности детей. Дети в свою очередь начинают лавировать, приспосабливаться к противоречивым условиям. Школе и семье необходимо действовать сообща, для ребенка важны оба эти института. Перед школой стоят просветительские, воспитательные, эстетические задачи, но именно семья — важнейший фактор воспитания ребенка. Нравственность любого человека, его духовность закладываются именно в семье. В последнее время изменились приоритеты общества и вместе с ним — молодежи. На первое место выходят материальные приоритеты. Дети не принимают стиль жизни родителей: много и тяжело работать за небольшое вознаграждение; родители не понимают безответственности и легкомысленности детей. Отсюда идет взаимное неудовольствие, назревает противостояние, приводящее к внутреннему и открытому конфликту. Школа может помочь семье преодолеть эти противоречия, в том числе и индивидуальными консультациями практического психолога, но и семья должна поддерживать авторитет учебного заведения. Именно от нашей совместной деятельности зависит положительный эффект нравственного воспитания человека.