Вокруг жилого комплекса «Сердце Нижнего» в Почаинском овраге снова закипели страсти. Австрийская компания «Штрабаг» заявила, что покидает строительную площадку. Инвестор уже официально подтвердил прекращение финансирования строительства. Дольщики боятся, что новоселье отложится на неопределённый срок. Ситуацию взяли под контроль в Госстройнадзоре.
Наполеоновские планы
История строительства жилого комплекса началась 10 лет назад. Именно тогда площадку около Почаинского оврага отдали Международной строительной компании. У специалистов и неравнодушных горожан сразу же появились сомнения: а можно ли строить жилой комплекс в оползневой зоне? И не уничтожит ли будущая стройка зеленый уголок в центре города?
Как бы то ни было, в 2016 году инвестор всё-таки приступил к работе. Обещал возвести комплекс из элитных домов, парковку, детский сад, обустроить бульвар, переложить аварийный коллектор на дне оврага. Генеральным подрядчиком выступила австрийская компания «Штрабаг». Однако построить успели лишь один дом, да и тот до сих пор не сдан в эксплуатацию.
Весной 2018 года договор о развитии застроенных территорий и строительстве жилого комплекса с инвестором был расторгнут. Выяснилось: застройщик накопил многомиллионные долги перед администрацией города и генподрядчиком. К тому же градозащитники, экологи, историки потребовали вернуть территории статус рекреационной зоны.
Пошли в отказ
Таким образом, проект одновременно остался и без инвестора, и без застройщика. Сейчас в Арбитражном суде Москвы рассматривается заявление о банкротстве Международной строительной компании. А теперь и концерн «Штрабаг», который бы мог достроить единственный дом, официально отказался от этой миссии. С 1 апреля он покидает площадку и снимает охрану. Официальная причина — предложенные компании в качестве компенсации за достройку дома участки «не обладают инвестиционной привлекательностью». Их застройщику должны были отдать в аренду без торгов за завершение строительства.
Между тем новый дом готов на 95 процентов, заключено 134 договора долевого участия, в том числе 87 с физическими лицами.
"Все сети внутри дома смонтированы, есть вода, канализация, по временной схеме подключены тепло и электроснабжение", - рассказали дольщики. – "Для завершения строительства необходимо совсем немного. Речь идёт преимущественно о работах по благоустройству".
По некоторым данным, компания, которая уходит с площадки, оценила стоимость работ в 170 миллионов рублей. Кто возьмёт на себя эти траты и введёт дом в эксплуатацию, пока не ясно.
Между тем, дольщики опасаются не только того, что их новоселье вновь откладывается на неопределённый срок, но и того, что дом без охраны станет лёгкой добычей для мародёров.
"В квартирах установлено дорогостоящее газовое оборудование", - рассказывают дольщики. – "Как только охрану снимут, моментально всё растащат".
Ещё один камень преткновения – укрепление склона и реконструкция коллектора. В компании «Штрабаг» не раз высказывали опасения, относительно того, что если дом оставить единственным построенным объектом жилого комплекса, то эти работы - слишком дорогостоящее мероприятие.
Первые два дольщика жилого комплекса «Сердце Нижнего» уже включены в реестр обманутых.
Есть выход
В администрации Нижнего Новгорода ищут компромиссное решение по достройке домов, а также отмечают, что первоочередная задача – сохранить имущество дольщиков. Нижегородский Госстройнадзор проводит встречи с дольщиками, на которых рассматривается вопрос о признании их пострадавшими участниками долевого строительства.
"Включение граждан в реестр обманутых дольщиков является основанием для официального признания объекта долевого строительства проблемным и влечёт за собой разработку плана-графика по осуществлению мер по решению проблем таких граждан", - прокомментировала Мария Пинегина, руководитель инспекции Госстройнадзора по Нижегородской области. - "Предстоит провести анализ ситуации и выяснить, какой объём работ необходимо выполнить для завершения строительства, сколько средств для этого потребуется, а также какие ресурсы есть у объекта. Данную работу, а также определение способа достройки дома мы считаем возможным осуществить только в рамках процедуры банкротства".
Мы следим за развитием ситуации.