«В самом начале всегда непросто, это надо пережить»: руководитель агрофирмы «Ветлуга» Сергей Щавлев рассказал о своём бизнес-успехе
Газета "Нижегородская правда" №94 от 20.11.2019
Подписка на газетуВ 90‑е годы, когда ещё только началась эпоха становления бизнеса, в эту сферу приходили люди их самых разных профессий: инженеры, строители, врачи, простые рабочие. Однако сейчас появилось уже целое поколение тех, кто сознательно выбирает профессию предпринимателя, получает соответствующее образование и открывает своё дело чуть ли не со студенческой скамьи.
Один из таких бизнесменов нового поколения – руководитель агрофирмы «Ветлуга» Сергей Щавлев, занимающийся оптовыми поставками фруктов и выращиванием моркови. Мы поговорили с Сергеем Станиславовичем о том, как добиться успеха в своём деле, зачем поливать морковь родниковой водой и какие мандарины самые вкусные.
«Бизнес – это локомотив»
– Сергей Станиславович, почему вы решили заняться выращиванием овощей, в частности моркови, в Нижегородской области? Ведь погодные условия у нас оставляют желать лучшего…
– На самом деле всё началось с фруктов. У меня есть компания, которая занимается оптовой торговлей фруктами. В этой сфере я уже лет двадцать, ещё со студенчества. А когда появилась потребность в качественной моркови, чтобы без проблем продать её в магазин, то это оказалось непросто. Мне приходилось всё время заниматься переборкой, выбирая лучшее. Так вот, чтобы переборку моркови не делать, я её вырастил.
– Вы сказали, что со студенчества занимались торговлей. Получается, уже тогда стремились в предприниматели. Как вы к этому пришли?
– Я учился на финансовом факультете, работал в разных компаниях, но всегда планировал начать свой бизнес. Не видел себя в работе в какой-то большой структуре, чтобы всю жизнь взбираться по карьерной лестнице. Мне хотелось быть независимым. И я этого добился.
– А почему выбрали именно фруктово-овощной бизнес?
– Был такой студенческий проект, молодёжный, в рамках которого проводились выездные мероприятия, и собственники бизнеса делились опытом. Среди них был Игорь Александрович Тюрин, который сейчас является депутатом Законодательного собрания. У него тогда была крутая фруктовая фирма. Мне так понравилось, что я тоже решил сделать подобное.
– Вы же на тот момент ещё студентом были? Как же вам удалось с минимальным опытом запустить своё дело?
– Тяжело в самом начале. Бизнес – это локомотив. Его сложно разгонять. Лет восемь у меня ушло, чтобы дело тронулось с места и покатилось. А когда скорость набирается, становится легче. Сейчас я представитель среднего бизнеса. Есть ресурсы, не только финансовые, но и человеческие, а значит, можно кому-то что-то делегировать, перепоручить. Не надо заниматься мелочами. А в самом начале всегда непросто, это просто надо пережить, стремиться к оборотам, объёмам.
Весомая поддержка
– Предприниматели часто жалуются, что контролирующие органы кошмарят бизнес. В частности, много претензий звучит к налоговикам. Вас не кошмарят?
– Меня – нет.
– Раскройте секрет.
– Секрета нет. Если вы занимаетесь бизнесом в определённой отрасли и к вам возникают вопросы, то они возникают не к вам одному. Более-менее все находятся в равных условиях, и в этом заключается интерес так построить бизнес, чтобы у той же налоговой не было повода вас кошмарить. Бизнес – это не только продажи, нужно разбираться во многих вещах: это и закупки, и персонал, и управление, и в том числе налоги. Налоговая ситуация – своего рода маятник. Государство то ослабляет, то усиливает режим. Нужно просто профессионально к этому относиться, разбираться в налогах и понимать, что можно делать, а что нельзя.
– Вы пользуетесь какими-то мерами поддержки со стороны государства? Региональными программами для развития?
– Когда строили склад овощехранилища, по госпрограмме получили 15-процентную компенсацию затрат. Плюс есть программа мелиорации, по которой возмещается половина затрат на орошение. Также получаем около 30 процентов, если не ошибаюсь, компенсации от стоимости закупленных семян. Всё это серьёзно помогает развиваться. Сельское хозяйство – это не суперприбыльный бизнес, и подобные меры поддержки очень помогают развиваться. Как в сказке: потратился, выслал документ, а тебе через четыре месяца упали деньги на счёт. Если бы у нас по всем отраслям так было, я думаю, у нас давно было бы что-то вроде Китая.
– Есть ли проблемы со сбытом моркови? Остаётся ли она только на нижегородских прилавках или местную морковь можно встретить и за пределами региона?
– Главный вопрос в сельском хозяйстве – есть качество или нет. Если продукт качественный, то проблем со сбытом не будет. Мы выращиваем морковь в экологически чистом месте. Кругом лес. Поблизости никто овощи не выращивает, а значит, вредители не мигрируют.
Во-вторых, у нас очень хорошая вода. Берём на полив воду с пруда, который формируется из нескольких родников. То есть по сути поливаем морковь родниковой водой, а качество воды очень важно. В третьих, в месте, где мы выращиваем, достаточно длинная продолжительность светового дня, поэтому морковь сладкая. Наконец, почвы здесь песчаные, и для моркови это даже лучше, поскольку морковь мы продаём мытую, и на мойке она ведёт себя лучше. Морковь поставляем не только в нижегородские магазины, но и в Казань, Киров, Самару, Москву.
– Поскольку вы занимаетесь ещё и поставкой фруктов, то в преддверии Нового года не могу не спросить, какие самые вкусные мандарины?
– Самый вкусный – это не совсем мандарин, а клементин – гибрид апельсина и мандарина. Очень сладкий. В основном – Марокко. В летний период вкусный клементин из Чили, Перу, ЮАР. Надо сказать, что самые вкусные мандарины и клементины именно летом, но как раз летом в России их потребление самое низкое. И по цене они дорогие, потому что везут издалека, да и есть их привыкли зимой, под Новый год.