«Наведение порядка в какой бы то ни было сфере – процесс необходимый, осознанный и нередко болезненно выстраданный. Он всегда является результатом признания руководителем собственных ошибок, недоработок, нежелания замечать неуклонного накопления критической массы проблем или халатного отношения к делу. И уж совсем плохо, когда к решению тех или иных вопросов приходится подключаться президенту, - сказал д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского Сергей Судьин, комментируя поручение главы государства изменить подходы к миграционной политике в России.
- Трагедия в «Крокусе» помимо прочих эффектов заставила обратить внимание государства и общества на проблемы миграции.
Вспоминаю, как менялся социальный портрет мигранта в последние 30 лет. Например, в начале 1990-х мигрантами (фактически, беженцами) были представители русскоязычного населения, массово и экстренно переселявшиеся в Россию из республик Средней Азии, спасаясь от агрессивной политики не на шутку разбушевавшихся национальных элит. Только в 1994 году сюда, на историческую родину, вернулись свыше 400 тысяч человек.
Чуть позднее в социальном потрете мигранта стали преобладать черты «лиц кавказской национальности». Это жуткое во всех смыслах словосочетание доминировало в криминальных сводках и рассказах о несметных богатствах, непонятно как нажитых жгучими брюнетами на фоне общей бедности. На ум в лучшем случае приходила нечестная торговля с лотков мокрыми сухофруктами на Центральном рынке. Деловая активность, этническая сплоченность в условиях новой социально-культурной среды, помноженные на способность легко «решать вопросы», быстро сделали их новыми хозяевами жизни к злобному неудовольствию и зависти местного населения.
Какой бы ни была мотивация переезда в Россию, в последние годы было очевидно: что-то здесь не так, а сохранение текущего положения вещей кому-то очень и очень выгодно.
Новые подходы к миграционной политике должны означать, прежде всего, борьбу с коррупцией: ничем другим феномен незаконной миграции в нашей стране, ценящей учет и контроль всего, объяснить невозможно. Думаю, однако, что главным стратегическим последствием ужесточения миграционной политики окажется… ее гуманизация. Человек, въехавший в Россию по всем правилам, соблюдающий ее законы, уважающий традиции и работающий на ее благо, не должен жить в скотских условиях, в которых многие мигранты оказываются сейчас. Именно в таких условиях и зреет национальная рознь, о недопустимости которой сказал президент».