Site icon Нижегородская правда

Сергей Судьин: "Разговоры о важном" - попытка воспитания гражданственности"

"Погружение в общероссийскую и, как следствие, в общемировую проблематику - важнейший социализирующий элемент внутри образовательного процесса на уровне средней школы", - считает д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского Сергей Судьин, оценивая значимость "Разговоров о важном" в контексте современной ситуации в стране и в мире.

 

"Разговоры о важном" можно назвать первой системной попыткой воспитания гражданственности. Вряд ли можно говорить о том, что таких попыток не предпринималось ранее: элементы патриотического воспитания были размазаны по всем дисциплинам гуманитарного блока.

Помню, например, свой первый день в школе (01.09.1986 г.) и первое занятие - "Урок мира". Там я правильно ответил на вопросы о "политике разоружения", "одностороннем моратории" и "ядерной деэскалации". Слово, правда, было другое, но я его забыл. Не помню, чтобы нечто подобное где-то проскользнуло еще раз.

Теперь для этого есть отдельный предмет. Его внеурочный характер дает определенную свободу в выборе тематики и формата; для преподавания можно приглашать лиц, непосредственно вовлеченных в ту или иную проблематику, важность которой здесь и сейчас ощущается наиболее остро, будь то семейные ценности, экологические катастрофы, гражданское сознание или политическая повестка.

Как все новое, внедряемое в столь консервативную среду, как школьное образование, "Разговоры важном" нуждаются не только в постоянной актуализации материала вслед за динамично меняющейся повесткой, но и, выражаясь казенно-социологическим языком, в оценке эффективности в деле формирования человека и гражданина. Это не самое простое дело. Что такое "эффективность" в данном случае? Каковы ее критерии? Как взвесить вклад именно "Разговоров о важном"? Что сыграло основную роль? Контент? Преподаватель? В общем, задача сложная, но интересная. Причем, делать это надо постоянно и регулярно, выявляя слабые и сильные места, делясь опытом и учась на собственных и чужих ошибках. Иначе для школ все это рискует превратиться в очередную активность "для галочки", а министерские усилия обернутся бодрой кампанейщиной".

Exit mobile version