Сея зерна добра
У образования и церкви — общие задачи: воспитание человека с душой и интеллектом. Эти слова уже не лозунг, а руководство к действию, скрепленное договором о сотрудничестве Нижегородской епархии и министерства образования Нижегородской области. Примером того, как они претворяются в жизнь, служит Уренский район. Курс на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Уренский район взял около четырех лет назад. Тогда глава местного самоуправления района А. В. Комаров вместе с заведующим РОО И. П. Смирновым и протоиереем Валерием Юшковым посетили Семеновскую православную гимназию и воочию убедились в том, что обучающиеся в ней дети защищены от пороков современного общества — пьянства, наркомании, жестокости. Тогда же возникло желание создать подобную православную гимназию в Урене. Но реализовать задуманное району оказалось не под силу, поскольку Церковь отделена от государства и содержать гимназию нужно было бы на собственные средства. В районе пошли по другому пути — стали внедрять уроки нравственности в программы обычных общеобразовательных школ и добились определенного успеха. По крайней мере, программа развития «Школа — центр духовно-нравственного становления личности», по которой работает Уренская средняя школа № 1, была признана одной из лучших в области. Восемь учителей, работающих над внедрением уроков нравственности в школьную программу, стали победителями конкурса «За нравственный подвиг учителя». Уроками, факультативами и кружками духовно-нравственной направленности в районе охвачены 1189 учащихся, включая воспитанников ПЛ-100. Заведующий РОО И. П. Смирнов с гордостью подчеркивает: — Сегодня мы уже с уверенностью можем сказать, что система работы по духовно-нравственному воспитанию сложилась и наша задача — дать возможность каждому ребенку познакомиться с духовной культурой своего народа, его традициями, верованиями, праздниками. Педагоги и родители отмечают, что уроки нравственности дают хорошие результаты:дети начинают анализировать свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла, становятся менее конфликтными, лучше идут на контакт. И начинать эту работу нужно как можно раньше — с семьи, с детского сада. К сожалению, дошкольное образование у нас в этом плане остается слабым звеном. Впрочем, в этом году уже четыре детских сада в районе станут экспериментальными площадками по апробации программ духовно-нравственного воспитания. Поскольку «История религии России» введена в школьную программу, то хотелось бы, чтобы педагоги не подходили к этому предмету формально, а сделали его уроком воспитания гражданственности, патриотизма. Школа должна воспитывать физически и нравственно здорового человека, а поскольку уроки нравственности способствуют этому, мы постараемся сделать так, чтобы они стали доступны каждому ребенку, от детсадовца до выпускника. Понимая, что духовности и нравственности нельзя научить по учебнику, акцент был сделан на личность учителя, его нравственный облик и желание работать. Эти энтузиасты получили возможность принять участие в Рождественских педагогических чтениях, в том числе и международных, а также в обучающих курсах. Весной этого года Устанская школа стала местом проведения межрайонных педагогических чтений, на которых педагоги делились опытом, а представители Нижегородской епархии ставили задачи на перспективу. Весомую поддержку в подготовке кадров, организации курсов, распространении педагогического опыта оказывает протоиерей Валерий Юшков. Он встречается с учителями, ведет для них православный лекторий, посещает уроки нравственности, организует встречи с подвижниками православной веры. Протоиерей храма Трех святителей Валерий Юшков: — Как руководитель филиала отдела образования Северного округа Нижегородской епархии, я заинтересован в том, чтобы дети имели возможность приобщаться к православной культуре своего народа с самого раннего детства. Мы не ставим своей задачей всех людей привести к вере, мы хотим, чтобы в образовательных учреждениях ребенок получал основы нравственности. Большинство проблем современной молодежи порождены ее духовным невежеством. Выходя из школы, дети не владеют основными жизненными понятиями: что такое любовь, семья, ответственность. Лишенные опыта, духовной культуры многих поколений русской интеллигенции, в погоне за мнимыми ценностями красивой жизни рано или поздно они становятся жертвами пороков современного общества. От этого их должны уберечь, в первую очередь, родители, затем школа и Церковь. Я не случайно ставлю Церковь на последнее место в этой цепочке, поскольку для того, чтобы ребенок пришел в храм, рядом с ним должен быть человек любящий, уважаемый, который укажет путь в духовный мир. К сожалению, детские сады сейчас с большой осторожностью относятся к внедрению программ по духовно-нравственному воспитанию малышей. Хотя среди воспитателей есть люди, которые понимают, насколько важно воспитывать в ребенке любовь к близким людям, к своей Родине, формировать нравственные понятия, и готовы взяться за это дело. Добрые слова хочется сказать в адрес педагогов-энтузиастов, таких как Татьяна Павловна Махова, Лидия Анатольевна Ремизова, Вера Александровна Калинкина, Екатерина Николаевна Половинкина, Ольга Сергеевна Жукова, Наталья Владимировна Грачева, Вера Михайловна Груздева, Нина Валентиновна Кудрявцева, Наталья Яковлевна Борисова. Им не хватает опыта, учебной и методической литературы, но они сеют в детские души зерна добра, которые в свое время дадут всходы.