Шахунья: прошлое и будущее
Образованный в 1926 году Шахунский район — самый дальний северный лесной край Нижегородчины является одним из старейших в области, а его административный центр — город Шахунья еще достаточно молод. Вот это сочетание — наличие истории края и относительная молодость — делают район уникальным в своем роде. С одной стороны, это край неисчерпаемых богатств, с другой — край невиданных возможностей для развития промышленности, сельского хозяйства и бизнеса. У Шахунского района большой потенциал, уверен глава местного самоуправления Владимир Смирнов:- То, что район является инвестиционно привлекательным, не вызывает сомнения: это и хорошая автотранспортная развязка, крупнейший погрузочно-разгрузочный железнодорожный узел, крепкая сырьевая база, развитая инфраструктура, высококвалифицированные трудовые ресурсы, наличие свободных производственных площадей и высокий уровень развития малого и среднего бизнеса.За шесть месяцев нынешнего года крупными и средними предприятиями и организациями Шахунского района было освоено 220,9 млн рублей инвестиций в основной капитал. Индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года увеличился в 2,8 раза.Причем 88,8 % от общего объема занимают инвестиции в обрабатывающее производство. Здесь лидируют депо по ремонту контейнеров станции Шахунья, ОАО «Молоко» и ООО ФК «Росплит», где инвестиционные средства были использованы на приобретение машин и оборудования.Всего же в нынешнем году планируется вложить в развитие района почти 93 млн рублей областных и федеральных денежных средств, а также в два раза больше средств районного бюджета. Для реализации инвестиционных проектов уже выделено 19 миллионов рублей (для сравнения — в 2007 году было выделено 8 миллионов).За первое полугодие предприятиями было выпущено продукции и выполнено работ и услуг на 1 миллиард 66 миллионов рублей. Выросли и доходы районного бюджета. А его профицит (превышение доходов над расходами) составил 42429 тысяч рублей.- Какие перспективы у Шахунского района в ближайшем будущем?- Главная задача — привлечение инвесторов для более полного использования лесных ресурсов практически выполнена. В третьем квартале 2009 года в рамках инвестиционного проекта начнется строительство фанерного комбината. В перспективе планируем рассмотреть и по возможности реализовать и другие инвестиционные проекты. Не исключается и возможность строительства в районе завода по изготовлению теплоизолированных контейнеров.Что касается нынешнего года, начнем строительство второй очереди 112-квартирного жилого дома по ул. Комсомольской, физкультурно-оздоровительного комплекса, который планируется ввести в строй 1 сентября 2009 года. Заканчиваются пуско-наладочные работы установок, которые позволят пустить в эксплуатацию станцию УФ-обеззараживания воды, что позволит не только обеспечить горожан питьевой водой, но и значительно улучшить ее качество.Близко к завершению строительство водовода в поселке Лужайки. Полным ходом идет реконструкция сетей водоснабжения в деревне Туманино. Совсем скоро начнется строительство квартальной котельной в поселке Вахтан.- Владимир Михайлович, как вы оцениваете сегодняшний уровень жизни шахунцев?- По сравнению с уровнем прошлого года заработная плата в районе увеличилась на 28,7 % и составила в среднем 8242,7 рубля. Еще одним критерием оценки уровня жизни является обеспечение граждан жильем.В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» утвержден список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2008 году, в который вошли 9 молодых семей. И на сегодняшний день еще 130 изъявили желание стать ее участниками.Думаю, что реализация всех этих мероприятий позволяет молодым семьям более уверенно смотреть в будущее и сказывается на росте рождаемости. Всего же за шесть месяцев нынешнего года на свет появилось 225 юных шахунцев. Причем 116 младенцев — первенцы, 91 ребенок — второй в семье, третьих — 32, четвертых и более — 16.- Нынешний год для города — юбилейный. Как Шахунья подготовилась к своему 65-летию?- Реализован целый комплекс мероприятий по благоустройству города. В них участвовали шахунцы. На ремонт и строительство дорог кроме средств городской администрации было затрачено 3 миллиона рублей из районного бюджета и 35,5 — из областного.За счет средств бюджета и предпринимателей отремонтировано и покрашено 8 фасадов домов выложено 250 кв. м брусчатки.- Владимир Михайлович, кто, на ваш взгляд, делает шахунскую землю краше?- Украшением земли шахунской являются, конечно же, люди. В первую очередь такие, как библиотечный работник О.С. Кислицына, медик Т.И. Косарева, сотрудник милиции А.А. Хлыбов, железнодорожники И.Н. Беликова и О.С. Зайцева, слесарь А.С. Губарев, дошкольный работник Н.Г. Березина, специалисты Н.А. Шлыкова и Т.Л. Перминова.Большой вклад в развитие территории вносят и промышленные предприятия: филиал ОАО «Трансконтейнер», ООО «АКА», ООО «Агат», ООО ФК «Росплит».Достойную лепту в общий вклад вносят и предприятия торговли, среди которых хотелось бы отметить индивидуального предпринимателя О.В. Торопова, и ПО «Коопунивермаг».В нелегкое для села время продолжают работать с прибылью СПК «Новый путь», ОАО «Хмелевицы» и СПК «Родина».- А какой подарок ждет горожан в юбилей Шахуньи?- Одним из основных подарков станет пуск в эксплуатацию автомобильной дороги по улице Тургенева. Эта дорога протяженностью 1,8километра была отремонтирована шахунскими специалистами из ЗАО «Дорожно-ремонтно-строительное предприятие». Истоки День города и День железнодорожника отмечают в Шахунье как единый праздник.Возникновение и развитие Шахуньи связано со строительством железной магистрали Нижний Новгород — Котельнич, начавшимся ещё до Октябрьской революции 1917 года. На одном из участков трассы железнодорожная магистраль прошла рядом с деревней Шахунья. Улица Коминтерна, тянувшаяся вдоль железной дороги, стала застраиваться типовыми одноэтажными деревянными домами для железнодорожников. Эта улица, за которой ещё долгие годы стоял дремучий лес, стала одной из первых в городе.Большое значение для развития посёлка Шахунья имело строительство паровозного депо. Это было первое крупное предприятие Шахуньи. Одновременно с паровозным депо в Шахунье была выстроена электростанция: в квартирах железнодорожников загорелись лампочки Ильича.В 30‑е годы Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге. Быстро растёт и посёлок железнодорожников. В военные годы значение Шахуньи на Горьковской железной дороге возрастает, и 21 октября 1943 года посёлку присваивается статус города.В память о тех поколениях железнодорожников, что самоотверженно трудились с начала основания депо, на привокзальной площади на вечную стоянку установлен паровоз — последнее техническое слово российского паровозостроения. Он напоминает о первых поколениях железнодорожников.Молодой город в короткие сроки превращается в крупный промышленный, торговый центр севера области. Строятся новые промышленные предприятия в Шахунье и районе, наряду с ними продолжают рост и ранее созданные.В 70‑е годы Шахунья, стала городом новостроек. В 1972 году на окраине города вырос завод по производству сухого обезжиренного молока с цехом маслоделия и цельномолочной продукции, которая пользуется спросом, выходит на мировой рынок и продаётся за рубеж в Голландию, Польшу, Афганистан. В эти годы строятся пятиэтажные дома и современные школы и детские сады, обустраиваются уютные кварталы и широкие зелёные улицы.Они росли вместе — станция и город. И это наложило отпечаток на историю развития далёкого лесного края, на судьбы людей. В основном жители Шахуньи — это железнодорожники, специалисты лесного и лесохимического комплекса. Здесь живут люди, которые сохранили и берегут традиции первых поселенцев шахунской земли.