Шедевры возвращаются в Россию: Икона, принадлежавшая Александру III, была куплена за границей российским коллекционером
10 марта завершился показ в Нижегородском государственном художественном музее уникальной выставки икон из частного собрания москвича В. А. Логвиненко. Каждый из представленных раритетов имеет свою, порой непростую историю. Одна из них послужила поводом для общения с очень интересным гостем Нижнего Новгорода ? представителем аукционного Дома Кристис в России А. Ю. Белорусовой.Но сначала об иконе. На нее обращаешь внимание, поскольку нечасто доводится видеть икону резную. Канонический сюжет «Введение Богородицы во храм» неизвестный мастер воплотил с помощью резца на доске кипарисового дерева. Как пояснили сотрудники нашего музея, произведение это создано не столь давно ? в конце XIX века и, скорее всего, афонским монахом. А вот дальше начинается увлекательный сюжет. Некоторое время назад на одном из проходивших за рубежом аукционов гражданин Германии выставил на продажу этот лот. Приобрел его коллекционер В. А. Логвиненко. Изучая покупку, новый владелец обратил внимание на то, что тыльная сторона иконы заклеена клеенкой. Решил снять явно чужеродное покрытие и ? о чудо! ? под ним обнаружил клейма музея Гатчины, императорский вензель. Специалисты с уверенностью говорят, что творение афонского монаха принадлежало Александру III. За рубеж икона попала, вероятно, в годы Великой Отечественной войны. Когда уже в наше время аукционисты выставили ее на торги, Гатчинский музей еще не успел опубликовать списки своих потерь, в которых она значилась. Потому сделка беспрепятственно осуществилась.«Иконы ? особенно взрывоопасная зона», ? констатирует А. Ю. Белорусова, имея в виду то, как сложно добросовестному продавцу не попасть впросак с подобной продажей. Известно, сколь стабильно высок на Западе интерес к православным, русским иконам. А уж какими путями они добывались и вывозились из страны ? зачастую материал для запутанных детективных романов.Так каким же образом обеспечивается чистота продаж? Что характерно для рынка русского искусства за рубежом? Интересные подробности сообщила представитель одного из самых известных и авторитетных аукционных домов мира ? Кристис.? Русские вещи (за исключением произведений современного искусства, с которым мы не работаем) Кристис продает только на Западе, ? поясняет Анна Юрьевна. ? Специальные аукционы проходят в Лондоне и Нью-Йорке, иногда лоты русского происхождения включаются в контекст других торгов, которые мы проводим в Женеве, Амстердаме, Риме. Хочу подчеркнуть: то, что мы предлагаем, уже имеет западную «прописку». Это вещи, которые еще до революции были вывезены или осели за рубежом в 20?30‑х годах. Тогда, не секрет, антиквариат активно «уплывал» из страны Советов.Для нашего русского отдела основополагающим является происхождение предмета. Оно обязательно указывается в каталоге торгов, как и то, где, когда выставлялась продаваемая работа. А историю крупных произведений искусства всегда легко проследить, поскольку они неизбежно упоминались в каталогах дореволюционных выставок.Директор русского отдела Кристис ? Алексис де Тизенгаузен. У него прекрасные связи с русским зарубежьем, он хорошо знает те круги, откуда мы как раз и получаем работы. Правда, бывают совершенно неожиданные находки. Так, на прошлых торгах фигурировали русские вещи, обнаруженные нашим директором в Японии. А недавно он рассказывал о великолепных русских акварелях, найденных им в Шотландии. Туда они попали, очевидно, благодаря тому, что при Николае I шотландских инженеров пригласили для строительства железнодорожной магистрали. Так что русское искусство можно обнаружить всюду по свету.? Анна Юрьевна, Вторая мировая тоже внесла свою недобрую лепту в процесс распространения по миру нашего достояния. Перемещенные ценности, наверное, преподносят аукционистам свои сюрпризы?? Да, это сложный и больной вопрос. Очень трудно уследить, не попала ли в число лотов вещь, когда-то принадлежавшая музею и ставшая военным трофеем. Здесь неоценимую помощь Дому Кристис оказывают специальные каталоги утрат. Их выпускал департамент по сохранению культурных ценностей, а теперь эта важная миссия возложена на Россвязьохранкультуру.Приведу пример. В 1995 году мы продавали коллекцию с виллы Мауэрбах в Австрии. Вещи в основном принадлежали жертвам Холокоста, потому аукцион носил не коммерческий, а благотворительный характер ? все средства от торгов шли на поддержку потомков жертв Холокоста. Прошло лет пять, как вдруг в очередном каталоге Россвязьохранкультуры мы видим фигурировавший на аукционе Мауэрбах портрет работы Кипренского. О русском происхождении вещи на момент продажи известно не было. Мы связались с покупателем. Это глава Всемирного еврейского конгресса Роланд Лаудер, который, узнав историю своего приобретения, безвозмездно передал бесценное произведение Русскому музею в Санкт-Петербурге.Обращаю ваше внимание: тот, кто приобрел произведение искусства на нашем аукционе, является добросовестным покупателем, и что бы ни выяснилось потом, к нему невозможно предъявить никаких претензий. Более того, аукционный дом никогда не обнародует имя покупателя без его согласия. Конфиденциальность ? главное условие нашей деятельности.? Но сумма продаж ведь не составляет секрета? Расскажите, пожалуйста, что сегодня в цене, на какие произведения русского искусства особый спрос?? Мировой рынок русского искусства ‑сейчас, пожалуй, самый интересный, самый динамично развивающийся. Первые в истории торги мы провели в 1971 году в Женеве, предложив коллекцию княгини Ольги Романовой ? королевы Вюртембергской. Русская живопись тогда мало котировалась, в основном покупателей интересовали стекло, фарфор, мемориальные вещи, связанные с семьей Николая I. На подобных торгах практически отсутствовали коллекционеры из России.Все радикально изменилось. Теперь на аукционах Кристис российские покупатели самые важные наряду с индийскими и ближневосточными. А интерес к русскому искусству просто фантастический. Назову несколько красноречивых цифр. Все наши русские аукционы 2007 года дали общую сумму продаж 144 млн долларов. Скачок в сравнении с предыдущим годом составил 87 процентов! Очевидный показатель всплеска интереса.На сегодняшний день самое дорогое произведение русского искусства ? пасхальное яйцо Фаберже, которое на прошлых торгах Кристис ушло за 18,5 млн. долл. Первенство среди русских художников на наших аукционах ? за Сомовым. В ноябре 2006 года его картина «Русская пастораль» продана за 5 млн долл. Для нас самих это стало абсолютной неожиданностью, даже шоком. Но в июне 2007 года другое его полотно «Радуга» легко перекрыло рекорд, уйдя за 7,5 млн.Еще несколько впечатляющих цифр. Картина Натальи Гончаровой «Сбор яблок» (правда, уже не на русских торгах, а как произведение авангарда) прошлым летом продана почти за 10 млн долл. Тогда же по максимальной цене приобретен Айвазовский: за его «Шхуну у берега» новый владелец выложил почти 5,5 млн.Среди наших покупателей теперь не только русские коллекционеры, но и музеи. Особенно те, которые были разрушены в годы войны ? Петергоф, Царское село. Конечно, они не в состоянии делать дорогие покупки, однако за несколько тысяч долларов приобретают бытовые вещи, идентичные утраченным, ? что-то из мебели, сервировки XVIII ? XIX веков. Насколько нам известно, зачастую в этой деятельности им помогают меценаты. Так, В. А. Логвиненко, с уникальной коллекцией которого могли познакомиться нижегородцы, года 4 назад подарил Эрмитажу акварель Чернецова. Она тем более ценна, что запечатлела интерьер Зимнего дворца еще до пожара 1837 года.И в целом можно констатировать, что тенденция возвращения в Россию культурных ценностей усиливается. Если прежде купленное на аукционах Кристис оседало в Швейцарии, Великобритании, США, то сейчас мы видим, как русские шедевры все чаще возвращаются домой.