Транспортная сеть Нижнего Новгорода вновь оказалась в центре внимания чиновников и слуг народа. На днях депутаты городской Думы приняли программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода до 2030 года.
По ней пассажиров ждут радужные перспективы – новые дороги, многоуровневые развязки, скоростные трамваи, мосты. Правда, денег на реализацию этих планов нет.
Появится ли возможность воплотить их в жизнь или они так и останутся на бумаге?
Высокая планка
Новая программа делится на два этапа. В 2020 году и далее до 2024 года запланирован только ремонт уже существующих дорог. А вот к 2030 году в Нижнем Новгороде должны появиться магистрали и виадуки, новые линии метро и трамваев, верхнюю и нижнюю части новые свяжут мосты.
Так, планируется строительство дорог – дублеров проспекта Гагарина, проспекта Ленина, Сормовского шоссе и Большой Покровской. Также намереваются завершить IV очередь Южного обхода и построить дорогу от моста в районе поселка Подновье, которого еще нет даже в проекте, до выхода на трассу М-7 «Волга» в сторону Казани.
На железнодорожных переездах планируют построить многоуровневые развязки. От Молитовского моста под проспектом Гагарина через улицу Надежды Сусловой к улице Родионова собираются проложить тоннель.
В планах также строительство трех мостов через Оку, в том числе один совмещенный метромост.
У метро тоже внушительные планы развития. Автозаводскую линию планируют продлить на две станции до «Мончегроской» и «Юго-Западной». В верхней части города по плану появятся ещё две станции – «Оперный театр» и «Сенная». Сормовскую линию хотят продлить до станций «Варя» и «Сормовская».
В перспективе заложено развитие скоростного трамвая. Одна из линий должна пройти от деревни Ольгино до площади Горького. Другая – от трамвайного депо № 1 до микрорайона «Верхние Печеры». Еще одна линия свяжет перекресток улиц Ошарской и Ванеева с улицей Октябрьской.
На Канавинский мост хотят вернуть трамвай. Он призван соединить Сормово с нагорной частью города от Гордеевской улицы до Октябрьской. Правда, когда это произойдет – никто не знает.
– Сейчас две части города соединяет метро, и если вернуть трамвай, то пассажиропоток в метро снизится, и предприятие понесет убытки, — пояснил журналистам мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов.
Ожидания и реальность
Вся программа до 2030 года оценивается в 478,8 млрд рублей. Составители плана предполагают, что 144,8 млрд выделят из федеральной казны,13,9 млрд даст область, еще 12,2 привлекут из внебюджетных источников. Но две трети средств – 307,8 млрд рублей придется поискать в бюджете города.
ПО словам Владимира Панова, денег на реализацию большинства этих планов пока нет. Но без программы город не сможет участвовать в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и претендовать на средства из федерального бюджета.
– Мы надеемся, что благодаря этому проекту мы сможем войти в те программы, которые позволят развивать метро и другие виды транспорта, – объяснил глава города.
Однако многие эксперты сомневаются в возможности реализовать эту программу даже при условии федерального финансирования.
Так, по мнению доцент ННГАСУ, кандидата экономических наук Александра Иванова разработчики программы начали не с того.
В Мюнхене, например, сначала построили линию скоростного трамвая, а потом начали застраивать окрестные территории жилыми и административно-деловыми комплексами. У нас же делается наоборот. Сначала принимается решение о строительстве большого жилого комплекса на краю города, а потом идет поиск, как проложить к нему дорогу.
– Учитывая, что на ближайшие годы финансирование заложено скромное, и в основном оно связано с ремонтом, первый этап можно считать реальным. Эти мероприятия разумные и, наверное, будут в значительной степени профинансированы, - поделился с нами Александр Иванов, – Всё, что касается перспектив – это абсолютно не реально. Но с учетом скромного финансирования первого этапа ущерб от того, что мы согласимся с принятием этого документа, не будет очень большим. А дальше его нужно шаг за шагом корректировать. Депутаты с этим согласны.
– Это база, основа развития города и в плане транспортной, и в плане дорожной инфраструктуры. В ней также учтены вопросы, связанные с маршрутной сетью, - считает председатель комиссии Гордумы по транспорту Станислав Прокопович, – это такой же живой документ, как бюджет города. То есть каждый раз при получении софинансирования мы будем вносить изменения в эту программу.
Станислав Прокопович напомнил, что депутаты обсуждают программу уже полгода, и за это время она несколько раз менялась.
Что из этих грандиозных планов всё-таки претворится в жизнь, покажет время и состояние бюджета.