Site icon Нижегородская правда

Сила духа. Нижегородец потерял руку на войне, но сумел стать чемпионом мира

Фото www.trilife.ru

Когда 15 лет назад нижегородец Михаил Колмаков в одной из военных командировок подорвался на мине и потерял руку, ему казалось, что впереди сплошная безнадега. Но он нашел в себе силы полностью изменить свою жизнь. Сегодня Михаил лучший в России паралимпийский триатлонист. Недавно он стал участником уникальной всероссийской фотосессии «Герои России, какими их не видел никто».

Взрывная волна

Трагедия произошла в 2003 году. Во время своей 4‑летней командировки в Чечню 23-летний Михаил был командиром инженерно-саперной роты. Вместе с командой он проверял на наличие мин территорию, по которой совсем скоро должна была пройти военная колонна. Когда собака обнаружила закладку с тротилом, Михаил не успел среагировать. Мина взорвалась. Осколки попали ему в плечо. Врачи не смогли спасти руку, пришлось ампутировать.

– Тогда мне очень помогла моя семья – жена и дочка. Им пришлось перенести не меньше, чем мне. Сейчас у нас уже трое детей. Дочкам 16 и 9 лет, а сыну недавно исполнился год. И до сих пор для меня остается самым важным вернуться к семье и заботиться о своих самых близких. Кроме того, я же был командиром, у которого в подчинении 80 солдат. А что происходит с солдатами, когда нет командира? Они начинают испытывать страх и растерянность. Я не мог этого допустить. Поэтому должен был оставаться сильным, – поделился с нами Михаил.

Несмотря на то что Михаил в буквальном смысле заново учился жить, он сумел остаться в строю. Спустя всего пару месяцев нижегородец снова вернулся на службу.

– Да, начальство учитывало то, что я не могу выполнять некоторые действия, но в остальном я работал наравне со всеми. К тому же я сильно злился из-за того, что мой товарищ погиб. Мне хотелось заразить этой злостью всю роту, чтобы они могли до конца выполнить поставленную перед нами задачу, – рассказывает он.

В 2005 году Михаила перевели на службу в Нижний Новгород. И спустя 10 лет на очередных соревнованиях по бегу произошла встреча, которая и определила его судьбу.

– Я участвовал в соревнованиях по легкой атлетике «Борские вёрсты». Я ведь бегом занимался с детства, еще в военном училище выступал за команду, – рассказал Михаил. – На состязаниях познакомился с президентом Нижегородской федерации триатлона Сергеем Карачаровым. Ему понравились мои результаты, и он предложил попробовать свои силы в паралимпийском триатлоне.

У паратриатлона всего несколько отличий от обычного. Так, например, дистанции для паратриатлонистов в два раза меньше, чем стандартные олимпийские. Кроме этого, со спортсменами работают специальные ассистенты, которые помогают им садиться на велосипеды, снимать и надевать гидрокостюм, заменять сдутые колеса и многое другое.

– С бегом у меня проблем не было, а вот плавание и велосипед пришлось подтягивать. Особенно плавание – это моя самая слабая сторона. С велосипедом всё было несколько проще, – рассказывает Михаил. – Единственная особенность велосипедов для паратриатлонистов в том, что тормоз на оба колеса находится на одной ручке. Но ездить мне всё равно пришлось учиться заново. Все-таки удерживать велосипед, особенно когда тормозишь, одной рукой тяжело. Трудно было поначалу и вписываться в повороты. Сначала я ездил очень медленно. Были и падения, куда без них. Но очень помогло то, что Сергей Карачаров и сам в прошлом велосипедист. Пока я пытался угнаться за ним, учился буквально не по дням, а по часам.

К новому для себя занятию Михаил отнесся со всей серьезностью. И победы не заставили себя ждать. В 2015 году он стал вторым на чемпионате России. В 2016‑м – уже чемпионом Европы. Постепенно из хобби спорт превратился в работу. Уже в этом году Михаил стал лучшим на Кубке мира в Австралии. Следующая цель – Паралимпиада-2020 в Токио.

– Паратриатлон – это и правда моя работа. Я состою в сборной России, сборной Нижегородской области и нахожусь на балансе в Центре спортивной подготовки Нижегородской области, который платит мне каждый месяц зарплату, – делится Михаил. – Свою работу я хочу выполнять максимально профессионально. А что как не Паралимпийские игры может доказать, что я – настоящий профессионал своего дела? К тому же Сергей Карачаров делает всё, чтобы мы имели возможность нормально готовиться. Жаловаться не что, поэтому я хочу работать с полной отдачей, доказать, что всё это не зря.

Неспортивное поведение

По словам Михаила, спортсмены с ограниченными возможностями в своей профессиональной деятельности практически ограждены от проблем. Однако в повседневной жизни всё далеко не так радужно.

– Главная проблема – отношение нашего общества к людям с ограниченными возможностями. За границей мне куда более комфортно. К тому же места общего пользования за рубежом оборудованы гораздо лучше. Например, инвалиды, которые передвигаются в кресле, могут легко попасть в торговый центр или метро. В России, к сожалению, такого до сих пор нет. Даже в Москве. Поэтому с Европой нам, конечно, не сравниться.

Но изменения в лучшую сторону в нашем обществе, как отмечает спортсмен, определенно есть. С каждым годом в Нижнем Новгороде появляется всё больше пандусов, табличек со шрифтом брайля для слепых, спортивных секций для людей с ограниченными возможностями и так далее. Единственное, что не меняется – это отношение к инвалидам.

– В России на меня могут показывать пальцем дети, а взрослые не будут им объяснять, что так делать нельзя, – объясняет Михаил. – Из-за этого я не езжу в общественном транспорте. Потому что часто место уступают только пожилые люди, а молодежь делает вид, что не замечает. Становится просто стыдно, когда старенькая бабушка приглашает сесть. И знаете, что самое неприятное? Травму я получил в 2003 году, но за 15 лет отношение к инвалидам в обществе практически не изменилось.

…Фотографии Михаила Колмакова и других участников проекта «Герои России, какими их не видел никто» были презентованы в московском Кремлевском дворце ко Дню Героев Отечества 9 декабря. Будем надеяться, этот проект поможет многим понять, что иногда те, чьи возможности кажутся ограниченными, способны сделать гораздо больше, чем любой из нас.

КСТАТИ

Михаил Колмаков награжден орденом Мужества, а также медалями «За разминирование», «За участие в контртеррористической операции», «За отличие» I, II и III степеней.

«Новое дело»

Exit mobile version