Сказки об Италии
Обычный неаполитанский переулок — узкий, убегающий вверх лесенкой, с развешенным бельем и приметами бедности. Но в это ущелье житейской серости сверху вливается удивительный свет, будто великий маэстро озарил своим волшебным фонарем забытый уголок и преобразил его. Все здесь гармонично зазвучало — ритм ступенек, трепетанье пронизанных солнцем простыней, фигура мальчугана. Зазвучало неунывающеймелодией нового утра. Здравствуй, Италия! Именно так хочется воскликнуть на выставке, открывшейся в Нижегородском государственном художественном музее. Она организована в рамках перекрестного года культур двух наших стран и называется «Итальянский реализм. Фотографии 1945 – 1975 гг.». Экспозиция прибыла в Нижний Новгород из Московского Дома фотографии. Как пояснила заместитель его директора О. В. Нестерцева, это своего рода дайджест более масштабного проекта, осуществленного совместно с Фотографическим фондом Forma (Милан). В московском показе представлено 250 цифровых отпечатков с уникальных снимков послевоенного тридцатилетия. Везти такое количество экспонатов по России крайне сложно, посему в путь отправили 80 запечатленных мгновений итальянских будней. И маршрут не случайно начинается в Нижнем. Ольга Валерьяновна подчеркнула: это потому, что столичные специалисты очень ценят уже возникшее удачное творческое партнерство с коллегами из нашего музея. В его кремлевских залах поселилась Италия, далекая не только географически, но во времени. После Второй мировой страна жила трудно, но именнов 50‑е годы начинается на Аппенинах расцвет кинематографа, который вошел в историю как эпоха итальянского неореализма. Социально острые, истинно народные по духу, ярко национальные по колориту картины снимали легендарные Росселлини, Де Сантис, Де Сика, Висконти. Удивительная концентрация экранных шедевров на единицу времени. Видимо, потому остались менее известны миру достижения тех же лет другого вида искусства — фотографии. А два итальянских мастера, работы которых мы сейчас можем увидеть — Джанни Беренго Гардина и Пьерджорджо Бранци, — творили в унисон выдающимся кинорежиссерам-соотечественникам. Наверное, главная их заслуга — умение суровую холстину жизни преобразовывать в высокую материю. Как само итальянское солнце обласкает и сделает приглядным все, так и неореалисты наполняют каждый кадр энергией гуманизма, веры в свой родной мир, какие бы драмы в нем ни бушевали. Эпичная красота выбеленных солнцем стен старинной Апулии, маленькие радости провинциального пикника, усталость крестьянок с берегов реки По, снег на венецианской площади Сан-Марко, глаза девочки или старика…Ирония и лирика, социальная зоркость и нежность, тени и свет — такой контраст составляет внутреннюю драматургию экспозиции черно-белых фотографий. Несмотря на подчеркнутую прозаичность сюжетов, они все равно складываются в сказки об Италии, потому что полны глубинной романтики, жизненной силы и совершенства метафоры. До 12 июня замечательные фотографии двух признанных мастеров будут демонстрироваться в Нижегородском художественном музее. Затем — Екатеринбург, Пермь, Казань.