Подаренные ею розы живут в вазе два срока, жизнерадостные глиняные картины прогоняют печаль в самый грустный осенний день, а искренние детские стихи возвращают в собственное детство. Всё, к чему прикоснётся эта удивительная, хрупкая женщина из Городца, будто оживает и приносит людям радость. Сама Ирина ДРУЖАЕВА, член Союза писателей России, лауреат многочисленных литературных премий и конкурсов декоративно-прикладного искусства, называет себя сказочницей.
Душа на уровне детства
– Я верю в людей и в сказки, – рассказывает Ирина. – Бывает, книга талантливо написана, но читать её не хочется – всё в ней чёрное. А ведь жизнь полосатая, полосы чёрные и белые чередуются, и надо веру человека в хорошее поддерживать.
Мы беседуем в её художественном выставочном зале «Галерея на Троицкой» в Городце. Мы – это группа нижегородских журналистов, большинство из которых ветераны журналистики. Многие давно знакомы с Ириной и радуются встрече с другом.
Свою первую книгу детских стихов Ирина Дружаева выпустила в 2005 году. Тогда её внуку было пять, сейчас – 18. Хозяйка галереи читает нам свои стихи – солнечные, с добрым юмором. Читает артистично, держа аудиторию в восторженном напряжении. Как ей удалось сохранить такую свежесть и непосредственность восприятия, так хорошо чувствовать мир ребёнка с его первыми влюблённостями, детскими переживаниями?
– Моя душа осталась на уровне детства в деревне моей бабушки, – предвосхищает вопрос Ирина. – С горластыми петухами по утрам, с пастушьим рожком, дурманящим запахом свежего сена, с заливистой гармошкой по праздникам.
Той старой деревни больше нет, но память хранит тёплые детские воспоминания.
Подняться над бытом
А потом в её жизни появилась глина.
– По специальности я почвовед, и в своё время очень любила эту работу. Летние командировки были для меня счастьем. Но вышла замуж, родился сын, от поездок пришлось отказаться. Пошла в аспирантуру, преподавала в вузе. Потом мы с мужем переехали в его родной Городец, и я осела дома: хозяйство, две теплицы, помидоры…Но у человека всегда должно быть что-то, что бы поднимало его над бытом.
Первый ком чёрной глины она выпросила у гончара на Дне города.
– А теперь сама глину ношу вёдрами, и необязательно чёрную, – продолжает художница. – Делали у нас водопровод, так я красной глиной разжилась, хотя, кончено, в работе она сложнее, усадка другая и реставрировать надо несколько раз – трескается, пока сохнет.
Признаётся: да, дело это «мазюшное» – грязное, но супруг относится с пониманием. Да и отношения в семье лучше, когда есть хобби.
Выпуклые яркие фигурки на её картинах живут своей жизнью и заряжают энергетикой. Серия «Городецкие мотивы» – о местных праздниках, обычаях, легендах. Вот «Городецкое целование» – о традиции троекратного целования при встрече. Или городецкая русалка, которая, по легенде, живёт в Спасском озере, причём краеведы её там якобы даже видели. Многие типажи словно списаны с натуры.
– Когда я показала маме свою глиняную «Даму в красном», она сразу же воскликнула: «Это же Нюся!» Оказывается, была у неё в деревне такая знакомая – плясунья, певунья, заводила. Мама моя родилась в керженских лесах, жила в Рустае. По её воспоминаниям я писала рассказы. Её детство было тяжёлым, голодным, но запомнилось невероятной красотой тех мест: сосновый лес, узкоколейка, леспромхоз.
Кощей в борьбе со стереотипами
Куклы – ещё одна страсть Ирины. Говорит, руки иной раз просто чешутся, чтобы сделать очередного домовёнка или другого сказочного персонажа. Кстати, её черный кот Бегемот живёт в доме-музее Булгакова. А для своей галереи она создала его копию.
Невозможно пройти мимо философского триптиха «Кощей Бессмертный». Сказочный персонаж из папье-маше предстаёт в трёх ипостасях. Первый – «Бремя страстей», где Кощей, жаждущий денег, вина, славы, протягивает свои богатства невидимой красавице.
– Но идут годы, века, Кощей теряет всё, любимые женщины умирают, и он меняется, – повествует Ирина. – Теперь он философ, мудрец, которому не нужно ничего мирского. Но и это не конец. Третье воплощение: Кощей – борец со стереотипами. Он больше не боится смерти и возит её на мотоцикле в сундуке, одетый, как рокер.
Ирина признаётся, что за «энергетикой волшебства» к ней едут люди даже из других регионов. Например, есть у неё в галерее «особенная» глиняная лягушка. Большая, тяжеленная. Если потереть ей носик и загадать желание, оно обязательно сбудется. Проверено неоднократно!
–Я не поэт и не художник, – улыбается Ирина. – Я человек лепящий и мнущий. Никогда не поздно и никогда не рано начинать что-то делать. Творите и ничего не бойтесь!