Сокращать не торопятся. Кроме автозавода.
Сегодня нижегородские предприятия сокращать не торопятся. Кроме автозавода. Но проблему его решаем, — авторитетно заявила директор городского Центра занятости населения Нижнего Новгорода Елена Яковлева. «Когда происходит обвал каких-то отраслей, то возникает структурная безработица. Вот сейчас обвалился банковский сектор, значит, к нам придут искать работу экономисты и бухгалтеры. Вслед за банками могут «полететь» строительство, торговля крупная, например, продажа автомобилей. Словом, пострадают те отрасли, которые живут на банковские кредиты», — так говорила директор 2 месяца назад (Репортаж с биржи труда). — Ваш прогноз оправдался? — Ваш прогноз оправдался? — Наш прогноз оправдался, но только в связи с Горьковским автозаводом. Он ведь в каком ранге? Крупный монополист в автомобилестроении. И здесь работают мировые тенденции — во время финансового кризиса в первую очередь страдает автопром. Это чувствуется и в области производства автомобилей, и в области продаж их, и даже в области финансовой. Первым к нам с автозавода пришли работники консалтингового центра (централизованная бухгалтерия. — Ред.). Ведь огромная бухгалтерия сегодня автозаводу, в общем-то, особо и не нужна. — А как пострадали банки? — А вот с банками мы особо ничего не почувствовали. Большого притока оттуда нет. Во-первых, вопреки ожиданиям массовых освобождений там не случилось. У нас о сокращении числа служащих на 50 процентов заявил только один банк — банк «Союз». Во-вторых, все остальные банки в той или иной степени поглощены, переданы, перекуплены… Просто они укрупнились. А сотрудники как были, так и остались. Но при любом укрупнении, прежде всего, страдают топ-менеджеры. Два директора точно никому не нужны. А операционистки нужны всем. Как были бухгалтеры в банках — так они и есть. Но что-то мы не заметили, чтобы сокращенные топ-менеджеры создали на рынке труда какую-то напряженность. — Зам. губернатора Геннадий Суворов на одной из своих последних пресс-конференций сообщил, что в течение первых трех месяцев будущего года работы лишатся 4,5 тысячи трудящихся. В основном это, подчеркнул он, коснется управленцев и инженерно-технических работников. Как вы прокомментируете эти прогнозы? — Уточняю. 4500 человек — это прогноз по всей области. И речь идет о Группе компаний ГАЗ. Здесь и Павловский автобусный завод, и Заволжский моторный завод. И много, много всяких газовских «дочек». Ведь что такое «встал конвейер ГАЗа»? Эта ситуация тянет за собой очень много структур — и те, что создают, и те, что продают, и те, кто обслуживает этот конвейер… Проблем с трудоустройством сокращенных с ГАЗа, поверьте, не будет никаких. В принципе. А дело в том, что на рынке труда пока количество вакансий намного больше, чем количество соискателей. А кого сокращают с автозавода? Это что, высококвалифицированные рабочие? Нет, конечно. Вот из тех 1200 человек — официальный список ГАЗа — 80 человек — это итээровцы, то есть инженерно-технические работники, 380 — рабочие конвейера, остальные — высококвалифицированные рабочие: слесари, токари, рихтовщики, газосварщики… Будут определенные проблемы с итээровцами — с технологами, мастерами… И не то, чтобы с трудоустройством, а скорее с зарплатой. Такую большую, как была на ГАЗе, порядка 20 тысяч рублей, смогут предложить далеко не все предприятия. А насчет рабочих мест без проблем. Между прочим, квалифицированные рабочие все трудоустроились, не дожидаясь сокращения. И вот остались эти 380 человек (о них говорилось вначале). Кто они? Это рабочие конвейера. Женщины 35 — 40 лет, которые всю жизнь закручивали гайку. Практически такие работники — это и есть неквалифицированная рабочая сила. Их легче обучить той профессии, которая требуется на рынке труда. Вот если все они, например, захотят пойти работать на общественный транспорт — их тут же трудоустроят. — С автозаводом понятно. А что с индустрией строительства? — Если банки рухнули сразу, потом автопром, то пока ни одна строительная фирма не делала никаких заявлений, кроме фирмы «Промстрой‑4». А она ликвидирована. От всех других строительных фирм другой сигнал: на 2009 год есть объем работ. Но что будет в 2010 году, они не знают. — А кто же, по-вашему, пострадает меньше всего? — В нынешнем кризисе меньше всего пострадает промышленность — кроме автомобильной, — о которой мы так подробно говорили. Если атомная энергетика нужна обществу, государству, стране, то она не пострадает. 100 процентов! Если военные заводы государству нужны, то они выживут. Вот например, ОКБМ как было, так оно и останется. Или «Гидромаш». В тот день, когда стало известно о том, что на автозаводе встал конвейер, оттуда нам позвонили и сказали, что примут рабочих с ГАЗа. Они готовы и обучать.А общую ситуацию на рынке труда могу охарактеризовать так: сегодня предприятия не торопятся сокращать — это я знаю точно.