Одним из крупнейших арсеналов России в годы Первой мировой войны были заводы акционерного общества «Сормово».
От вагонов до снарядов
На Военное ведомство страны сормовичи трудились задолго до этого. Как сообщает книга «Красное Сормово: заводы и люди», еще в русско-турецкую войну 1877 года по почину Главного артиллерийского управления (ГАУ) был освоен выпуск бронебойных бомб 12-дюймового калибра. Армия получила тогда свыше 5000 таких боеприпасов, изготовленных по прогрессивной(отливка вместо ковки) технологии.
В годы войны с Японией завод поставлял в действующую армию боеприпасы и патронные, снарядные и зарядные ящики.
Когда в 1914 году кайзер Вильгельм объявил войну России, все эти мощности пришлись очень кстати. Однако масштаб конфликта, а значит, и потребность в вооружениях и военных материалах многократно превысили все, что было раньше. И Сормовский завод не подвел страну и армию, в 1915 году терпевшую неудачи на фронтах во многом из-за «снарядного голода».
Для выполнения оборонных заказов и наращивания производства у сормовичей было все необходимое. Завод располагал квалифицированными кадрами инженеров и мастеровых, получившими освобождение от ратной службы.
Директором компании был с марта 1914 года опытный горный инженер Сергей Хренников, его помощником – также выпускник Петербургского горного института Иосиф Аппак.
Успеху способствовало и объединение в канун войны Сормовского завода с Коломенским в единый мощный концерн «Сормово-Коломна». Его директором-распорядителем стал Алексей Мещерский, работавший в 1900–1905 годы директором Сормовского завода и превративший его в суперсовременное предприятие.
В преддверии войны завод получил от ГАУ подряды на выпуск бомб для пушек и 48-линейных (1 линия=0,1 дюйма) артиллерийских снарядов. Но тогда подобные заказы не превышали 10 процентов всей заводской продукции.
В мирное время Сормово было знаменито своими паровозами, вагонами, пароходами, дизелями и мостами. В навигацию 1914 года со стапелей здешней верфи были спущены лучшие в мире колесные пароходы повышенной комфортности – «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», произведенные для общества «Самолет».
Трехдюймовки – фронту!
И вот грянула война, названная современниками «великой» и «отечественной». Положение круто изменилось. Акционерное общество«Сормово-Коломна» получило от правительства заказы на выпуск вооружений, боеприпасов, амуниции. Чтобы реализовать эти планы, казна предоставила предприятию крупные ссуды.
В итоге военная продукция стала на Сормовском заводе основной, а с судостроением и мостостроением пришлось повременить. По данным историка завода Геннадия Илескина, уже к концу 1914 года выплавка стали для взрывателей в первоклассных сормовских мартенах выросла в 6,6 раза. На поток был поставлен выпуск бронированных зарядных ящиков, поковок для ружейных стволов, двуколок для военного обоза, броневых щитов (прообраз современного бронежилета).
Однако главной оставалась продукция ГАУ.
«На заводе стали собирать пушки образца 1902 года», – говорит Геннадий Андреевич.
Поясним: полевая пушка калибра 76 мм была основой вооружения российской артиллерии. Ею комплектовались все дивизионные артиллерийские бригады. В войну спрос на классическую трехдюймовку был велик. И Сормово подставило плечо.
К пушкам нужны снаряды. Их нехватка в кампанию 1915 года обернулась громадными потерями. И Сормовский завод стал одним из крупных поставщиков этого важнейшего боеприпаса. Массово выпускалась и шрапнель –особый снаряд, начиненный пулями для поражения живой силы врага. Для этого производства в 1914 году в рекордный срок построили шрапнельный цех.
Завод вырос во всех отношениях. Появились новые пушечный и снарядный цеха, снарядно-прессовые, ковки ружейных стволов, обозные мастерские. Расширены прокатное, литейное, инструментальное, кузнечное производства. Численность персонала удвоилась, превысив 20 000 человек. Только за 1917 год изготовлено 824 тысячи снарядов, более171 тысячи поковок для винтовочных стволов, 40 тысяч болванок для взрывателей.
В преодолении к 1916 году снарядного кризиса была весомая лепта и лучших сормовских инженеров и рабочих.
Станислав Смирнов