Специалисты АНОО «Школа 800» поделились своими методиками работы с учителями и директорами школ из 60 городов страны, а также из Белоруссии и Казахстана. Обмен опытом состоялся в рамках Международной научно-практической конференции «Мотивирующее оценивание. Как разработать и реализовать систему критериального оценивания», которая прошла на площадке «Школы 800» в Нижнем Новгороде 21–22 ноября.
Организаторами конференции выступили «Школа 800» и центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» (Москва). В ней приняло участие более 400 учителей и директоров школ, 300 из которых приехали из других городов страны — от Севастополя до Владивостока, а также из Белорусии и Казахстана.
Как рассказали в «Школе 800», участники обсуждали систему мотивирующего оценивания в школах со стороны всех участников образовательного процесса. Мероприятие было разделено на три информационных трека, где система критериального оценивания рассматривалась с позиций учителя, ученика и управленца.
«Система критериального оценивания при грамотной реализации обеспечивает ребенку полную прозрачность образовательного процесса: ученик понимает, что, как и по каким правилам будет оцениваться. Поэтому она может стать фундаментом для качественного преобразования и развития образовательного и воспитательного процессов в школе в целом. Конечно, это требует высокой культуры и профессионализма от команды школы, поэтому от участия в данной конференции выиграли абсолютно все. Те, кто уже реализуют систему, „сверили часы“ с коллегами, увидели для себя новые точки развития, а те, кто работают по пятибалльной системе, могли почерпнуть для себя новые техники, методики, познакомиться с коллегами-единомышленниками со всей страны», — отметил по итогам пленарной дискуссии директор «Школы Летово» Михаил Мокринский.
За два дня конференции прошли панельные сессии, встречи с директорами школ, учениками и родителями «Школы 800», 36 интерактивных мастер-классов, где педагоги и директора школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Жуковского, Доброграда, Екатеринбурга, Серпухова, Нижнего Новгорода и федеральной территории «Сириус» делились практическими и методическими разработками по системе мотивирующего оценивания учеников.
В частности, на мастер-классах специалисты разобрали, как давать «обратную связь» ученикам на уроке, как сместить фокус родителей и детей с оценок на знания, как объяснять детям, зачем им изучать конкретные темы по разным предметам, как повысить мотивацию с помощью игровых элементов и артефактов.
Сотрудники «Школы 800» презентовали коллегам свои системы тьюторского сопровождения учащихся и мониторинга методической службы по качеству проведения уроков, адаптационные программы для учеников начальной школы и приемы по обучению детей навыкам самооценивания.
«Школы, которые начинают реализовывать систему критериального оценивания, сталкиваются сегодня с большим сопротивлением и предубеждениями со стороны общественности. Между тем, этот принцип заложен в федеральные образовательные стандарты. То есть ребенок должен знать, каких образовательных результатов ему необходимо достигнуть в процессе обучения и по каким критериям его будут оценивать. Учителя, в том числе с большим стажем, признаются, что при такой системе начинают более четко видеть задачу, чему учить в процессе каждого ребенка. Вот этот принцип мотивационного оценивания нам важно было донести до участников. Считаю, что у нас получилось», — отметил по итогам конференции директор АНОО «Школа 800» Марк Сартан.
По итогам опроса, проведенного после конференции, 55% опрошенных участников отметили, что увидели перспективы в системе критериального оценивания, еще 37% признались, что задумались о том, как обеспечивать большую прозрачность и внедрять дополнительные мотивационные элементы для учащихся в систему оценок.
«На конференции было много мотивирующих встреч и знакомств с конкретными практическими инструментами для педагогов, которые мы можем внедрять в своих школах», — поделился своими впечатлениями участник из Пензы, представитель «Академии „Ростум“ Александр Мухин.
«Самое важное — система критериального оценивания позволяет ученикам и их родителям понимать, чему именно учатся дети, за что они получают оценки, где есть пробелы в знаниях. Это очень актуально сегодня для всех школ», — отметил Виталий Музуров, учитель русского языка и литературы Международной школы «Унискул» из Казани.
«Сегодня для меня стало очевидно, что система традиционного оценивания себя изжила. Нужна реформа, нужны изменения. Уже невозможно просто ставить ребенку „два“ или „три“ без должной аргументации. Система критериального оценивания для меня — что-то новое, она пока не изученная, но перспективная, поэтому я пришла на эту конференцию учиться, услышала для себя много важного в выступлениях спикеров», — поделилась учитель английского языка нижегородской школы № 74 Екатерина Манова.
По итогам конференции была составлена Хартия критериального оценивания — в ней участники прописали ключевые принципы системы мотивирующего оценивания, которые должны реализовываться в школах. Хартия в дальнейшем может стать опорным документом для тех образовательных организаций, которые захотят внедрять у себя критериальное оценивание.