Спреды — маскируются
Проблема с маскировкой спредов под сливочное масло есть во многих регионах России. Об этом, в частности, шла речь на недавних парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, связанных с обсуждением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (о добросовестной информации о товарах и услугах), на которых побывала ведущая «Клуба потребителей».Чем больше информации ? а на парламентских слушаниях в Госдуме РФ информации, и самой эксклюзивной, было очень много, ? тем точнее оценки, тем виднее ситуация в целом. Например, только после парламентских слушаний стало ясно, что Нижегородская область с помощью общественной организации «Защита потребителя» и ТУ Роспотребнадзора оказалась в отношении спредов первопроходцем по борьбе за право потребителя вовремя и в доходчивой форме узнавать информацию, влияющую на решение о покупке. Этим стоит гордиться и это более первоочередно, чем полный отчет о самой командировке (интересных тем в Госдуме рассмотрено очень много).Поэтому сегодня ? рассказ о том, чем мы, нижегородцы, уже опередили другие регионы.Начать с того, что чудес на продуктовом рынке не бывает. Недорогие брикеты, внешне похожие на упаковки сливочного масла, ? это спреды, т. е. продукция с растительными ингредиентами. Чтобы продать их побыстрее, производители спредов во многих регионах России как бы камуфлируют их под сливочное масло. Потому что покупатели всегда готовы потратить деньги на будто бы дешевое сливочное масло, но вряд ли сознательно раскошелятся на продукт с растительными добавками.? Производители спредов, чтобы увеличить продажи, идут на различные уловки, ? говорит Татьяна Печинкина, помощник председателя правления Нижегородской областной общественной организации «Защита потребителя». ? Наиболее распространено написание слова «спред» мелким шрифтом, причем на не лицевой стороне упаковки.Иногда и указанное десятки раз (!) слово «спред» на лицевой стороне ничего не дает, так как написано «бегущей строчкой» в виде орнамента и визуально носит скорее характер эстетического приема, чем важной информации.? Еще один прием, уже прямо навязывающий потребителю впечатление, что перед ним масло, ? указание на этикетке названия в среднем роде, хотя слово «спред» мужского рода, ? рассказывает Т. Печинкина.Поскольку в «Защиту потребителя» поступало много обращений от возмущенных нижегородцев ? каково людям чувствовать себя обманувшимися! ? инспектора общественной организации «прошерстили» весь Нижний Новгород для реальной оценки ситуации.Итоги вот какие. Цитируем из письма «Защиты потребителя» в территориальное управление (ТУ) Роспотребнадзора по Нижегородской области: «способом введения в заблуждение относительно вида продукта является использование производителями наименований продуктов с окончанием среднего рода, таких как: ?Ковернинское?, ?Краснобаковское?, ?Кремлевское?, ?Ветлужское?, ?Смоленское?, ?Преображенское??». Причем, что интересно, норовят именовать спред не мужским, как полагается, а средним родом (чтобы поближе к сливочному-то маслу, которое как раз среднего рода) даже крупные производители, которые у всех на слуху. Повальное, в общем, «увлечение».? Мы считаем, что всевозможные изобретательные уловки производителей по маскировке спредов как продуктов непривычных все равно вводят людей в заблуждение, ? подчеркнула Т. Печинкина. ? Хотя формально налицо попытки избежать нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и национальных стандартов ГОСТ Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и ГОСТ Р 52100 – 2003 «Спреды и смеси топленые. Общие технические условия».Наибольшим нарушением, по данным общественных инспекторов, оказалось аж противозаконное слово «масло», которое в ООО «Монолит-Агро» додумались особо выделять на «Краснобаковском» и «Болдинском» спредах!Реакция Роспотребнадзора на информацию общественников была незамедлительной, как и на любые заявления граждан. На руководство ООО «Монолит-Агро» наложены административные взыскания в виде штрафов. Ему также даны предписания об устранении нарушений.Также Роспотребнадзор по Нижегородской области забраковал более 100 партий молочной (включая масло-жировую) продукции. Под особый контроль взят оборот масло-жировой продукции, в частности, на соответствие маркировки требованиям законодательства.