В этом году Волга серьезно обмелела. В мелких водоемах гибла рыба, в Казани река отступила настолько, что обнажила древнюю набережную. В Городце скапливались очереди из судов, ожидающих шлюзования. На днях в Рыбинском водохранилище сел на мель круизный лайнер. Одной из причин назвали маловодье.
Водные процедуры
Волга уже давно перестала жить естественной жизнью. С середины прошлого века на реке начали возводить одну за другой гидроэлектростанции Волжско-Камского каскада и связанные с ними водохранилища. Течение реки изменилось, говорят речники. Если раньше брошенный в Рыбинске спичечный коробок доплывал до Астрахани за 55 суток, то теперь – почти за два года.
Рекой с помощью плотин управляют вручную, как цепочкой сообщающихся сосудов, – где убавят воды, чтобы не затопить земли, где прибавят на экономические нужды. Решения принимает специальная рабочая группа при Росводресурсах, опираясь на прогнозы Росгидромета и анализ обстановки на реках.
Зимой в водохранилищах освобождают место для паводковых вод. Нынешнее обмеление Волги экологи считают рукотворным. Якобы ждали большого паводка, спустили водохранилища больше обычного, но прогноз Росгидромета оказался ошибочным. В марте запасы воды в Волжско-Камском бассейне составляли 110% от нормы, через месяц – 71%, подтверждают протоколы заседаний рабочей группы по регулированию работы водохранилищ.
– Постепенное снеготаяние при слабом промерзании и низкой влажности почвы привело к большим потерям половодного стока на подпитку грунтовых вод, – рассказал нам член группы, руководитель «Центра регистра и кадастра» Сергей Беднарук.
Но в фазе маловодности Волжско-Камский каскад находится с 2005 года, и продлиться она, по прогнозам экспертов, до 2029 года. Основная причина – маловодье притоков Волги. К началу июля этого года уровень воды в Оке, Ветлуге, Суре, Керженце, Линде приблизился к минимальному за историю наблюдений, а кое-где опустился и ниже.
– Необходимо учиться работать в условиях малой водности. Благодаря тому, что Волга зарегулирована в каскад водохранилищ, есть возможность накапливать водные ресурсы, и с помощью грамотного регулирования обеспечивать водой экономику и население 39 регионов Волжского бассейна, – пояснили в Верхневолжском бассейновом управлении.
Нерыбное место
– Все расходы, которые нам задают Росводресурсы на месяц, мы подстраиваем в первую очередь под нужды судоходства, а не под нужды энергетики. С 10:00 до 13:00 увеличиваем расход воды, даем так называемую волну. И на этой повышенной глубине все суда проходят, – рассказал инженер группы режимов Нижегородской ГЭС Дмитрий Краличев. – В таком режиме мы работаем всегда. Но сейчас маловодный период, поэтому волна, может быть, не такая значительная, как хотелось бы речникам.
Маловодье не позволяет покрыть все нужды человека и природы. Первой под удар попала рыба. В этом году не удалось поддержать нерестовые глубины, иначе не хватило бы воды на навигацию. В низовьях Волги нерест может стать худшим за всю современную историю, а последствия мы ощутим лет через пять, когда нынешние мальки вырастут.
– Если говорить о нашей полосе, то ущерб, безусловно, есть. Рыба зашла на нерест в пойменные водоемы, которые не являются частью реки, а соединяются во время паводка.
Потом вода уходит, и они становятся озерами вокруг Волги и Оки. Часть этих водоемов оказалась слишком мелкой и пересохла раньше, чем мальки смогли вырасти и уйти в реку, –- рассказал руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов. – Но эта проблема не убьет рыбное хозяйство. Загрязнение реки и браконьерство наносят ежегодно гораздо больший ущерб рыбным запасам.
По данным Генпрокуратуры, озвученным на межведомственном совещании, в Волге уже погибло 80% промысловых рыб, а волжская сельдь уничтожена полностью. Из-за обмеления утрачены природные акватории нерестилищ севрюги – на 40%, осетра – на 80%, белуги – на 92%. Кроме того, сточные воды питают сине-зеленые водоросли, вытесняющие живые организмы.
– Обмеление Волги – это результат деятельности человека, – считает начальник отдела Росрыболовства по Нижегородской области Владимир Савкин. - Торфяники и болота осушили, вырубают леса вдоль рек, построили каскад ГЭС… Если бы вместо этих гидростанций построили одну атомную, мы сейчас были бы самыми богатыми по осетровым. К нам поднимались на нерест белуга, русский осетр, севрюга, стерлядь. Сейчас они сюда не доходят.
Разрушения ГЭС и спуска водохранилищ, конечно, ожидать не приходится. Эксперты считают, что пора менять правила управления рекой. Кроме того, Волга нуждается в оздоровлении. И самой реке с этим не справиться — ее самоочищаемость снизилась в 50 раз.
Впрочем, уже в ближайшее время ситуация начнёт кардинально меняться. По поручению президента Владимира Путина был запущен масштабный проект по оздоровлению Волги. Жители Нижегородской области ощутят позитивные перемены одними из первых.
Речь идёт о масштабной программе «Оздоровление Волги», благодаря которой регион получит 18,8 миллиардов рублей. Внушительные средства будут направлены на установку новых очистных сооружений. В некоторых районах к строительству станций водоочистки приступят уже в конце июня. По прогнозам, через пять лет в регионе планируется снизить объём отводимых в Волгу загрязнённых сточных вод в три раза.
В рамках программы будет выполнено и множество других мероприятий, которые оздоровят не только Волгу, но и жизнь миллионов жителей.