«Яндекс Карты» уже давно стали удобным сервисом для ориентирования в городе. Ими пользуются и местные жители, и туристы, которые впервые приезжают в Нижний Новгород. В ориентировании по городу помогают панорамы: на карте можно увидеть, как выглядит улица или набережная, и как к ней можно пройти. Сейчас проходит масштабное обновление панорам Нижнего Новгорода впервые за два года. Редакция сайта pravda-nn.ru выяснила, как создаются панорамы и какие тонкости есть в работе специалистов, которые фотографируют локации города.
Как происходит съемка
По России перемещается несколько панорамомобилей, с помощью которых специалисты делают фотографии. В городах-миллионниках панорамы обновляются раз в 2 года, а в маленьких городах – раз в 4 года.
Для каждого населенного пункта в «Яндексе» составляется свой план съёмки. В больших городах обязательно снимают уличные панорамы центра, главные улицы, интересные места на окраинах, популярные пригороды и дворы. Съемка происходит как с автомобиля, так и вручную в зонах, куда нельзя попасть на машине.
Многие нижегородцы замечали панорамомобиль «Яндекс Карт» с большой камерой на крыше автомобиля. Именно на ней оператор Андрей и водитель Евгений проезжают через весь Нижний Новгород, чтобы сделать новые панорамы для карт.
В машину встроен GPS-трекер, который позволяет связывать точки на карте со сделанными снимками. На крыше автомобиля закреплено устройство из 4 камер, которые охватывают каждую точку на 360 градусов. Каждый день команда делает около 2,5 тысяч фотографий на каждом фотоаппарате.
В специальной программе отмечены точки, где необходимо сделать фотографии для панорам. В каждой точке делается 4 фото. Во время съемки оператор устанавливает метраж. Для каждой зоны города метраж съемки отличается.
Например, линии, отмеченные в программе фиолетовым, фотографируются через каждые 15 метров. Такую съемку проводят в центре Нижнего Новгорода. Зеленые зоны, куда входит большинство дорог, фотографируют через 30 метров, трассы – через 150.
На некоторые участки приходится закладывать больше времени, а съемка на них сложнее, чем на обычных дорогах. Например, на развязке в Ольгино специалистам нужно сфотографировать каждый поворот и съезд, а развороты на трассе находятся далеко.
При этом ехать больше 30 км/ч при съемке нельзя, иначе фотографии получатся смазанными. А для удобства пользователей карт перекрестки дополнительно фотографируют в ручном режиме, чтобы не было искажений при склейке кадров.
«Автодороги снимаем в выходные, когда движение поменьше. Пешеходные зоны, наоборот, снимаем в будни, когда туристов меньше, чтобы обзорность была лучше», - рассказал оператор Андрей.
Панорамомобиль может заехать не в любое место — ему недоступны знаковые парки, скверы, набережные и мемориалы. Такие территории снимаются вручную с помощью камеры на штативе. Эти участки отмечены на карте специалистов красным.
Для съемки пешеходных зон используется одна камера, которую закрепляют на штатив и связывают с GPS. Кадры необходимо делать через каждые 25 шагов. В одной точке приходится делать 6 снимков с интервалом в 60 градусов. Для съемки ставится таймер в 3 секунды, чтобы успеть отойти от камеры, не отбросив на кадр свою тень.
Некоторые нижегородцы, увидев специалистов, интересуются, что здесь снимают и даже начинают позировать для съемки, чтобы попасть в кадр.
Для съемки панорам важна солнечная и ясная погода. Поэтому основной период работы команды проходит с мая по сентябрь. Погода в южных городах позволяет проводить съемку даже до конца октября.
«У нас работа зависит от погоды. Если идет дождь, то мы ждем, когда он закончится, потому что на объектив попадают капли, на фотографиях получаются пятна. В этом году погода в Нижнем порадовала, так что отснимем его пораньше. За следующую неделю должны отснять все до конца и получается, что на Нижний Новгород у нас уйдет 1 месяц», - рассказал водитель Евгений.
Съемка панорам – долгий и тяжелый процесс. Команда работает ежедневно, чтобы успеть отснять как можно больше локаций при хорошей погоде.
Все сделанные снимки позже обрабатываются в офисе «Яндекс Карт». Фотографии склеиваются в панорамы автоматически. Для каждой панорамы указываются её координаты и направление съёмки, именно для этого нужен GPS. Эта информация позволяет связать панорамы. Панорамы с ошибками в GPS-позиционировании и неправильно указанным направлением отбраковываются. Их необходимо переснимать заново.
Как панорамы помогают пользователям
На панорамах улиц пользователи могут виртуально перемещаться по городу. Эффект прогулки создается тем, что панорамы сменяют друг друга. Возникает ощущение, как будто пользователь действительно идёт по улице.
Для «Яндекс Карт» панорамы — важный источник информации, которая позволяет обновлять карты. Благодаря им, сервис улучшает навигацию для водителей. С помощью компьютерного зрения считываются дорожные знаки, разметка, светофоры, номера домов. Свежие данные помогают актуализировать подсказки о том, где повернуть, с какой скоростью ехать, когда притормозить перед лежачим полицейским и не только.
Панорамы помогают создавать «Яндекс Карты» нового поколения с дорожной разметкой. Чтобы оцифровывать дороги, специальная технология генерирует из панорамного снимка картинку, похожую на снимок со спутника, но более детализированную. Получившееся изображение позволяет смотреть на дороги «сверху» и видеть разметку для добавления на карту.
Обновление панорам в Нижнем Новгороде выйдет в «Яндекс Картах» осенью.