Столица нестоличная, уютная, лиричная
Нескучный сад, Сретенка, Маросейка, Остроженка — по этим и другим знаменитым московским адресам можно пройтись… прямо в центре Нижнего Новгорода. В нашем государственном Выставочном комплексе 4 августа открылась экспозиция, посвященная столице. Примечательно, что ее живописные и графические образы созданы московскими художниками. Это делает показ еще интереснее. Не только потому, что коренные жители Первопрестольной воспринимают грандиозный город совсем иначе, чем люди заезжие. У нижегородцев вообще не часто появляется возможность знакомиться с творчеством столичных мастеров, а уж увидеть сразу 12 авторов, членов Московской организации Союза художников России, — такого, говорят, и вовсе не бывало на нижегородских экспозиционных площадках. Так что же открывают нам 86 представленных произведений? Сразу же бросается в глаза абсолютное отсутствие образов новейшей Москвы, на славянское лицо которой сейчас активно, порой бесцеремонно, наносят западный урбанистический грим. Да и вообще пафосные, бравурные приметы столичности оставлены участниками выставки в стороне. В редких работах, скажем на полотне И. А. Полиенко «Утро в Москве», запечатлена торжественная и державная красота великого города. Гораздо чаще в его облике авторы отыскивают иное, делая свой акцент в формуле «столица России» скорее на втором ключевом слове. И Москва оказывается очень родной, своей для провинциального зрителя, когда видит он непарадные крыши домов Фрунзенской набережной на холсте П. Грошева или осиянный сиренево-розовым светом пустынный уютный «Переулочек» на пастели О. Кульковой, когда смотрит на Остроженку глазами А. Суховецкого или наблюдает игру отраженных в реке огней вечернего города у А. Новикова. Кстати, последний автор представлен на этой коллективной выставке москвичей особенно большим количеством произведений, а название одного из них — «Старая Москва» можно было бы сделать заглавием всего показа. Интересуюсь у Александра Николаевича, который в числе пяти участников проекта присутствовал на нижегородском вернисаже, почему таким хочет видеть он свой родной город. — Именно в этих самобытных уголках Москвы, на старинных улочках, возле церквей и монастырей, еще сохраняется ее живой дух, — объясняет он. — Но все сложнее найти такое место. Бывает, придешь через год по любимому адресу, а там уже целый квартал снесли или так уродливо перестроили, перекрасили старинные особняки, что писать нечего. В самый центр, в самое сердце Москвы вторгается ныне нечто инородное для ее истории, для ее души. Вот и спешишь запечатлеть еще раз нетронутое, оставшееся. Идеолог, главный организатор проекта, куратор выставки Л. А. Пархоменко как раз и постаралась собрать творцов, которым дорога такая столица. — Хотелось показать Москву не бешеную, не торговую, а живописную и камерную, историческую и лиричную, — говорила она на открытии экспозиции. Любовь Александровна уверена, что вполне закономерно нашлись в кризисное время и средства, и силы для осуществления подобного творческого визита, для знакомства нижегородцев с московскими мастерами, с их видением столицы. Она выразила надежду, что удачное начало контактов получит интересное продолжение — в будущих персональных выставках членов МОСХ у нас, в столичном показе работ нижегородцев, изображающих родной Нижний. Этот наметившийся дружеский обмен уже закреплен прекрасным актом — О. В. Кулькова и А. Н. Новиков дарят две свои выставочные работы в коллекцию Нижегородского государственного Выставочного комплекса.