Site icon Нижегородская правда

Судьбы простое полотно

Если бы не Октябрьская революция, быть бы моей героине в числе наследников купца Матвея Белова. Буксирный пароход её прадеда «Компаньон» в XIX веке бороздил волжские просторы, а позже, уже доставшись его сыну Сергею, с новым названием «Дочери Белова» доставлял грузы для жителей и металлургического завода Выксы.

Из НЭПа в ссылку

- В революцию пароход у деда Сергея отняли и загнали его в затон посёлка Шиморского, — делится воспоминаниями Евгения Григорьевна Быстрова. — Там он и сгнил.

Мама Евгении Елизавета была младшей в многодетной семье Сергея Матвеевича. Замуж вышла в 1918 году за Григория Фёдоровича Быстрова. В том же году призвали его в Красную армию, служил в войсках Ворошилова. В одном из боёв был тяжело ранен и домой вернулся инвалидом. Хотел устроиться на завод, да кто ж бы его взял? Металлургии требовались крепкие здоровьем люди.

Чтобы прокормить семью, инвалид Гражданской войны занялся бакалейной торговлей. Но в 1928-м советская власть прикрыли его частное предприятие, сослав главу семьи вместе с женой и братом в Сибирь. Так закончилась для них новая экономическая политика. Только в начале 1930-х вернулись Быстровы в родной посёлок Ближне-Песочное Выксунского района. А 19 июля 1933-го случилась трагедия.

В этот день ближнепесоченцы решили покосить сено на прибрежных окских лугах. В одной из больших лодок разместились и супруги Быстровы с сыновьями. На середине реки их лодка из-за перегруза стала вдруг погружаться в воду и перевернулась. Утонули 11 односельчан. В том числе и Елизавета Сергеевна Быстрова, которой в ту пору было всего 32 года. Без материнской ласки остались десятилетний Николай, восьмилетний Флегонт, пятилетняя Женя и годовалая Фая.

Надеяться не на кого

Тяжело приходилось детям без матери. Да и как в доме без женщины? Так в семье появилась мачеха Физа. Не сразу приняли её Быстровы-младшие, но куда деваться? А потом случилась Великая Отечественная.

Первым на фронт ушёл Григорий Фёдорович. За ним — старший сын. Недолгим оказался боевой путь разведчика Николая Быстрова. Возвращаясь 15 декабря 1942 года с задания, он погиб под бомбёжкой у деревни Плинтовка под Ленинградом. Флегонт после призыва в действующую армию окончил курсы десантников. Бесстрашно сражался на Ленинградском фронте, потом теснил врага к границе. При любой возможности старался отправлять письма сестрёнкам. Последнее они получили в июне 44-го из Ярославля. Он уже знал о гибели брата и отца, сложившего свою голову в марте того же года под Нарвой. Больше от Флегонта известий не поступало. Пропал без вести.

- Все наши мужчины ушли на фронт. Мы с 10-летней сестрой Фаей остались жить с мачехой, — продолжает свой рассказ Евгения Григорьевна. – Чтобы выжить, продавали и обменивали на хлеб всё, что смогли. Надеяться было не на кого. Подружки пошли в 7 класс, а я — на завод. Так с 9 ноября 1944 года и началась моя трудовая биография.

Династия

Так случилось, что Евгения вышла замуж за однофамильца Сергея Быстрова. С 16 лет работал он на заводе ДРО, куда пришёл в 1943 году. Ненадолго уезжали в Горький, но потом вернулись в Выксу – на Выксунский металлургический.

Династию металлургов Быстровых продолжила младшая дочь Сергея и Евгении Ирина, вышедшая замуж за заводчанина Игоря Седышева. Следом и их сын Александр, ставший металлургом уже в четвёртом поколении. А я смотрю на хорошо сохранившийся снимок купца Сергея Матвеевича Белова и думаю: кем бы стали его потомки, не вмешайся в историю его родины революция и война? Впрочем, об этом никто не может знать. Ведь история не имеет сослагательного наклонения.

Татьяна МАКРАКОВА, Выкса

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Ирину Седышеву.

Exit mobile version