Тайны рисунков
Детский рисунок может помочь разобраться в том, что происходит в душе ребенка, какие чувства он испытывает, что его волнует. Конечно, дело это непростое. Как говорят психологи, информация зашифрована и нужно суметь ее прочесть. Впрочем, проанализировать некоторые особенности под силу каждому родителю.• Обратите внимание на цвета. Если в рисунке преобладают желтый и фиолетовый, то малыш воспринимает мир оптимистично. Красный говорит о гиперактивности, синий – о том, что сын (дочь) испытывает тоску. Зеленый напоминает вам, что ребенку нужны ласка и покой. Коричневый – повод забеспокоиться: малышу явно некомфортно; черный – признак плохого настроения, подавленности, негатива. Ваше чадо любит пользоваться только простыми карандашами? Ему явно не хватает ярких эмоций.• Если малыш рисует близких людей, посмотрите, все ли члены семьи присутствуют. Обычно на рисунке нет тех, с кем утрачены родственные связи, либо человек далеко живет и ему нет места в окружении. Особое внимание тому, кто изображен выше всех. По мнению малыша, авторитет принадлежит именно этому человеку. Важно и то, как люди расположены по отношению друг к другу. Чем ближе, тем дружнее ваша семья. Заметили персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом? Этот человек внушает ребенку тревогу.• Дети частенько изображают себя. Большие глаза на рисунке говорят о том, что очень нужна ваша поддержка, маленькие глазки сигнализируют о страхе. Руки, считают психологи, – признак деятельности. Поэтому если они опущены, то сыну (дочери) требуются помощь и поддержка. Разведены в стороны? Ваш ребенок деятельный.• Рисунки, на которых все предметы и персонажи изображены мелко, сигнализируют: малыш испытывает слабость, не верит в свои силы.• Хорошо прорисованные острые элементы могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы у предметов. Впрочем, иногда таким образом ребенок хочет сказать о том, что ему нужна защита.Любимых людей дети часто рисуют таким же цветом, как и себя. А вот человека, который все время ругается и кричит, малыш вообще может нарисовать без рта.Анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния правильнее с 4 – 5 лет. Психологи не рекомендуют «читать» рисунки, выполненные на занятиях в детском саду, в школе, срисованные с книжек.Если вы не знаете, что изображает тот или иной элемент и как его интерпретировать, то лучше не домысливать и не делать ложных выводов.Не расшифровывайте и не обсуждайте рисунки при ребенке. И уже тем более не стоит ему делать замечания при анализе работ и задавать вопрос: «Почему ты так нарисовал?» Продолжение в «НП» №85