25 марта в России отмечается особенный праздник – День работника культуры. Во многом именно благодаря этим людям формируются и сохраняются основные ценности нашего общества. Однако роль и отношение к культуре в разные времена менялись. Каково её место сейчас? Этот вопрос «Нижегородская правда» задала одному из самых культурных людей Нижнего Новгорода, профессору кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяне Виноградовой.
– Вся культура начинается с человека. Например, я прихожу в бассейн. Я уже там. За мной приходят молодые женщины. Никто друг с другом не здоровается. Когда я начинаю с кем-то здороваться, то все начинают оживляться и смотрят на меня с удивлением.
Мне бы очень хотелось, чтобы повседневная культура внедрилась в нашу жизнь. Ведь раньше даже в какой-нибудь глухой деревне совсем незнакомые люди обязательно здоровались. Это было принято. Это внутреняя культура. Мне очень грустно, что это разрушено. Ведь простое «здравствуйте» – это знак уважения другому человеку. Но сейчас в обществе культивируется ощущение «я крутой», и у человека возникает пренебрежение к другим.
Уходят и другие важные вещи. Я, например, не могу жить без компьютера. Это удобно. Мне даже лучше печатать на компьютере, чем писать ручкой. И так у многих. Но вместе с тем уходит культура чтения.
Кажется, сейчас можно прочитать всё что угодно, скачать любую литературу. Но понимаете, своя прелесть в том, чтобы сесть с привычной бумажной книгой, когда вы один, вам никто не мешает. Я сама люблю летом в своей глуши почитать что-нибудь наедине: листать страницы, обдумывать и погружаться в мир автора. Это тоже уходит. Вместе с этим появляется поверхностная оценка всего. Кто-то где-то что-то услышал – и всё, он не заглубляется, просто дальше тиражирует это.
Ушло из нашей жизни навсегда такое понятие, как интеллигенция. Ушли такие понятия, как стыдно, совестно.
Но вместе с тем я вижу очень много хорошего. Много невероятно талантливых детей.
Я испытываю большое уважение к современным молодым людям. Я не люблю кому-то давать советы, воспитывать. Каждый проходит через свою жизнь. Сейчас молодёжь легко вписывается в современные условия, в любые обстоятельства. У них всё идёт удачно. Они живые, любят жизнь, у них весёлые глаза. В них нет уныния.
Всё моё детство и юность прошли в сплошных заборах со словом из трёх букв. Сейчас я этого не вижу. Это ушло совсем. Если я слышу мат среди молодёжи, то это прежде всего поза, эпатаж.
Жизнь стала другой, и отношение к ней стало другим.