Нынешний год начался с появления в супермаркетах упаковок по девять яиц. Причём продают их по цене прежнего десятка. Пока такие «девятки» выпустил только один российский производитель яиц, но примеры уменьшения содержимого привычных упаковок давно известно по другим продуктовым наименованиям. Что послужило причиной «потери яйца» и насколько законны подобные перемены?
«Сжатые» продукты
Снижение производителем количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении прежнего ценника в мире известно с 70-х годов прошлого века. Оно имеет даже специальный термин – шринкфляция, произошедший от английского слова shrink – «сжимать». Такая хитрость давно используется в ресторанах, когда уменьшается объём блюда при его прежней цене. Применяют эту уловку и производители продуктов. Мы уже привыкли к тому, что пачка сливочного масла «похудела» с 200 граммов до 180, пакет гречи – с килограмма до 900 граммов, а бутылка молока ряда популярных марок – с литра до 900-730 миллилитров. Как утверждают эксперты, таким образом производители пытаются скрыть от покупателей скачок цен на товар, рассчитывая, что многие не заметят этого, так как не станут внимательно изучать данные на упаковке.
– После повышения НДС на двапроцента цены в магазинах поползли вверх, – отмечает председатель Саровского местного отделения НРО «Опора России» Дмитрий Стерхов. – Первыми подорожали самое ходовые продукты – молоко, сахар, яйца. В таких случаях производитель, чтобы скрыть рост цен, оставляют цену за упаковку прежней, а вот её содержимое уменьшает.
Цепочка начинается с зерна?
Ситуацией заинтересовался региональный минпромторг. Как нам сообщили в ведомстве, с помощью данных Росстата был проведён анализ динамики среднего уровня розничных цен на социально значимые продукты питания в Нижегородской области, в частности, по куриному яйцу. Выяснилось, что средний уровень цен на яйца в области за последние четыре недели повысился на 20 %. На 9 января 2019 года это составило 69,61 рубля за десяток. Впрочем, отпускные цены на яйца выросли не только в нашей области, но и по всей стране в целом. За год, по данным Росстата, прибавка составила 26 %. Больше подорожал только сахар – на 28 %.
По информации, полученной от организаций торговли, причиной увеличения розничной цены на яйцо куриное является увеличение отпускных цен. Причина – рост издержек у производителей в связи с общей экономической ситуацией в стране: колебаниями валютного курса, ростом цен на электроэнергию и топливо. Организации торговли торговую надбавку не поднимали.
Будут ли в Нижнем Новгороде продавать «девяток» яиц? Этот вопрос мы адресовали одному из нижегородских производителей.
– Мы на упаковку в девять яиц пока не перешли, но вполне понимаем, почему это делают другие производители, – говорит генеральный директор ООО «Русское поле» Вячеслав Романов. – Дело в том, что себестоимость яиц заметно выросла. Сказываются и выросший курс доллара, из-за которого изменились цены на импортные премиксы и витамины, и выросшая стоимость электроэнергии. Но самое главное – это увеличившаяся с прошлого года в два раза стоимости зерна для кормов. Если в прошлом году оно стоило 5-6 рублей за килограмм, то в этом – 12-13 рублей. А ведь стоимость зерна на 60 % определяет себестоимость яйца. И если нам посчастливилось закупить зерно в августе-сентябре по прошлогодним ценам, то другим повезло меньше. Одна из нижегородских птицефабрик, например, восемь месяцев работала в убыток себе, и только в четвёртом квартале вышла на небольшую прибыль. Но прибыль и у нас небольшая, сейчас она не превышает 10 %.
Рост в законе, но...
К рассмотрению проблемы подключилась и антимонопольная служба. Как нам рассказали в Нижегородском УФАС, сейчас они рассматривают несколько обращений, указывающих на рост цен на куриные яйца в различных торговых объектах области. Как пояснили в ведомстве, они оценивают действия хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям статьи 10 федерального закона о защите конкуренции, в том числе и по установлению и поддержанию монопольно высокой цены товара.
– На территории Нижегородской области не установлено хозяйствующих субъектов, положение которых могло бы быть признано доминирующим, – отмечают в региональном УФАС. – Поэтому рост цен на яйца не может быть квалифицирован как нарушение закона.
Впрочем, Нижегородское УФАС напоминает, что хотя розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию (за исключением случаев, установленных постановлением российского правительства в отношении отдельных видов товаров первой необходимости), но если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, правительство Российской Федерации вправе устанавливать предельные розничные цены на срок не более 90 календарных дней.
В регионе случаи роста цен на социально значимые продовольственные товары в размере 30 и более процентов пока не выявлено.
Дело о шоколадных зубчиках
Какие ещё продукты «похудели» в своих упаковках за последние 6-8 лет? Фруктовый сок – с 0, 5 до 0, 485 литра, коровье молоко – с 1 до 0,95 литра, сметана – с 350 до 315 граммов, пористый шоколад в плитках – с 90 до 82 граммов, пиво в банке – с 0,5 до 0,45 литра, сыр в нарезке – с 180 до 150 граммов.
Сегодня мнение всех экспертов сходится в одном: прямого обмана в уменьшении количества продукта в привычной расфасовке нет, поскольку информация об этом содержится на упаковке. Но определённое экономическое лукавство присутствует – ведь покупатель, психологически привыкая делать регулярные продуктовые покупки по определённым позициям – молоко, сливочное масло, яйца, сок и так далее, может не обратить внимания на уменьшение количества продукта в упаковке. Производитель же при этом получает явную выгоду: «похудевших» упаковок средняя семья купит в год гораздо больше, чем если бы они продавались в привычной расфасовке.
Кстати, в Европе такая «подмена количества» вызывает у потребителей бурю негодования и иной раз разворачивает ситуацию обратно. Например, швейцарский производитель известной марки шоколада для уменьшения веса изделия увеличил расстояние между его треугольными зубчиками, но, столкнувшись с возмущением потребителей, вернул шоколадке классическую форму. У нас пока такой обратной связи не прослеживается. Но если отменить подобное явление мы не силах, то вправе делать свой выбор, голосуя рублём за тех производителей, которые не пытаются нами манипулировать.