Техника продаж: что это, особенности и кому важно знать

Вопрос о внедрении эффективных техник продаж в компанию актуален как никогда
Любой бизнес строится на продажах. Без них не будет и бизнеса. При этом продажи — это конкретный порядок действий, выполнение которых приведет к обмену: клиент отдает вам деньги, а вы ему — товар. Его нельзя нарушать — любое изменение может привести к падению эффективности продаж. А это в свою очередь станет причиной снижения прибыли компании. Бывали даже случаи, когда неотлаженная система продаж приводит к закрытию целых предприятий.
Сегодня вряд ли можно найти компанию, имеющую четко выстроенную и отточенную систему продаж, приносящую прибыль на протяжении вот уже нескольких лет. В большинстве случаев компании не такие. Предприниматели все время находятся в поиске новых стратегий продаж, хотят доработать существующую, чтобы получать больше прибыли. Поэтому вопрос о внедрении эффективных техник продаж в компанию актуален как никогда.
Три условия для совершения сделки
Любые продажи в любой компании могут быть выполнены только в том случае, если будут выполнены следующие условия. Их всего три:
- клиент должен иметь проблему, которую он пытается решить. Если нет проблемы, значит он ничего и не купит — продажа не состоится;
- клиент должен иметь деньги, чтобы решить существующую проблему. Если у него денег нет, то сделка опять-таки не состоится;
- клиент должен иметь внутреннее желание решить свою проблему. Если желания нет — сделка не состоится.
Во многих компаниях (особенно молодых) дела с продажами обстоят совсем плохо. Причиной является не то, что у клиента нет денег или проблем (то есть невыполнение первых двух условий). Истинной причиной является то, что у клиента нет желания решить существующую проблему. А почему? Потому что он попросту не видит гарантированного решения своей проблемы.
Чаще всего в этом случае виноват продавец. Он не определил, чего хочет потенциальный клиент, не выявил его потребности и не предложил ему варианты безболезненного решения его проблемы. Так вот, чтобы такие ошибки не возникали, необходимо разобраться в техниках продаж.
Что такое техника продаж
Это отработанный план действий, который позволяет менеджерам (или телемаркетологам, торговым представителям), работающим в компании, эффективно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
Любая техника продаж поделена на конкретные этапы (ведь это же пошаговый план). Именно за счет этого обеспечивается легкость взаимодействия между сотрудником предприятия и потенциальным клиентом.
Каковы основные правила техники
Стратегий продаж сегодня существует множество. Но все они обладают едиными правилами, нарушение которых равно потере клиента:
- нужно двигаться строго последовательно. То есть от первого этапа к последнему. Никаких возвращений на предыдущие стадии, перескакиваний и пр.;
- пропускать этапы нельзя. Ведь каждый предыдущий служит базой для следующего;
- нужно всегда адаптироваться под клиента. То есть менеджер по продажам должен учитывать потребности, боли и интересы клиента, с которым он разговаривает. Нельзя постоянно заниматься презентацией компании, его товаров и услуг, не учитывая интересы потенциального клиента;
- нужно работать на результат. У каждого взаимодействия с клиентом есть конкретная цель. Например, получить лид или клиента. Если собеседник поставил трубку или отказался от оформления заявки или выполнения любого другого целевого действия — значит цель не достигнута. Если в компании будет слишком большой процент таких недостигнутых целей — значит руководителю необходимо задуматься над оптимизацией отдела продаж: обучать сотрудников, нанимать новых и пр.
Кому необходимо знать техники продаж
Рассматриваемые стратегии могут превосходно работать как при продаже товаров другому предприятию (B2B), так и конечным потребителям (B2C).
В целом популярные стратегии полезно знать:
- торговым представителям, которые занимаются презентацией товаров или услуг компании другим предприятиям. Например, организация производит шампуни, а торговый представитель презентует данную продукцию салонам красоты и парикмахерским;
- телемаркетологам, работающим как в среднем, так и в малом бизнесе. Они обычно совершают исходящие звонки (холодные звонки) по готовой базе контактов. Телемаркетологам важно владеть эффективными техниками продаж, ведь именно от результативности их работы и зависит прибыль всего предприятия;
- специалистам, которые презентуют не какую-нибудь мелкую продукцию (например, косметику), а что-нибудь крупное. Например, это может быть дорогостоящее оборудование, автомобили, мебель и пр.;
- участникам сетевого маркетинга. Они занимаются привлечением клиентов для развития партнерской программы и выстраивания собственной команды. Для сетевиков очень важно владеть техниками продаж, ведь эта сфера сильно переполнена предложениями, и многие люди уже устали получать приглашения в сетевые программы. Но при должном усилии и наличии необходимых навыков убеждения все же можно привлечь клиентов;
- продавцом-консультантам. Они работают, например, в бутиках одежды, в магазинах мебели, косметики и пр. Им важно при живом общении выявить боль клиента, его проблему, после чего предложить решение этой проблемы. Решение, конечно же, будет с помощью товара этой компании.
Особенности техники продаж
Сегодня есть большое разнообразие стратегий, но самым популярным является классическая. Состоит она из 5 шагов:
- Установление контакта. Менеджер приветствует собеседника, рассказывает, из какой компании звонит, озвучивает свое имя.
- Выявление потребностей. Для этого менеджер задает ряд вопросов, по ответам на которые можно понять реальные потребности клиента.
- Презентация. Менеджер презентует продукцию, которая может решить проблему клиента, то есть закрыть его потребности.
- Снятие возражения. Последних может быть много. Например, «слишком дорого», «мне это не нужно» и пр. Менеджер закрывает все возражения.
Последний этап — оформление заявки. Клиент под руководством менеджера оформляет заявку на заказ.
Реклама