Квартирный вопрос напрочь лишил покоя нашу читательницу Светлану Красильникову. Муж, с которым она разводится, требует разделить квартиру, приобретённую в браке, пополам. Однако женщина уверена, что это только её жилплощадь. В отчаянии Светлана обратилась в рубрику «Экстренный вызов».
Купила не думая
– С Сергеем мы познакомились, когда учились в техникуме, – рассказывает женщина. – Он жил в общежитии, потому что приехал из Семёновского района. У меня была однокомнатная квартира в пятиэтажке в Нижнем Новгороде – досталась от бабушки. Через несколько месяцев после знакомства Сергей переехал жить ко мне, потом поженились. Родился первенец, затем на свет появилась дочка. В однушке стало тесно. Решили мою квартиру продать, добавить 300 тысяч рублей и купить двухкомнатную.
Недостающую сумму (150 тысяч рублей) молодые родители заняли у родственников, ещё столько же взяли в банке, оформив потребительский кредит.
– Однокомнатную квартиру продали за 1 миллион 300 тысяч рублей, – продолжает Светлана. – Приобретённую жилплощадь оформили на меня. Муж сказал тогда: «Прежняя квартира тебе принадлежала, значит и эта будет оформлена на тебя». Обо всех юридических тонкостях, о том, какие опасности могут подстерегать, если вдруг мы решим развестись, я даже не подозревала. Да и кто думает о разводе, когда покупает квартиру для семьи, а рядом бегают двое детей?!
Моя доля
Тем не менее через 8 лет семейная жизнь затрещала по швам. Одновременно остро встал квартирный вопрос. Сергей, который привык жить в Нижнем Новгороде, в родное село возвращаться не захотел. В областном центре отдельного жилья у него нет.
– Тогда муж заявил, что наша квартира приобретена в браке, значит, это совместно нажитое имущество и ему принадлежит ровно половина, – рассказывает читательница.
Женщина пыталась напомнить, что прежде она продала свою квартиру, а деньги от её реализации составили львиную долю при покупке нового жилья. Говорила о том, что по документам она единственная собственница, к тому же здесь прописаны двое детей, которые тоже могут претендовать на свою долю.
Юристы заявляют: почти все эти доводы в данном случае бессильны.
– Имущество, приобретённое в браке, считается совместно нажитым независимо от того, на имя кого оно приобретено или кем из супругов внесены денежные средства (статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации), – консультируют нас со Светланой онлайн в юридической фирме. – Статья 39 пункт 1 всё того же Семейного кодекса уравнивает супругов в их правах при разделе имущества. При этом дети при разводе родителей не имеют никакого права на квартиру, машину или дачу.
Риелтор Николай откровенно говорит, ситуация Светланы – не редкость. А в его практике не раз были случаи, когда люди просили оформить новую квартиру, например, на маму, которая впоследствии делала дарственную на сына или дочь. Ведь жильё, полученное безвозмездно, то есть в дар, разделу при разводе не подлежит.
– Не считается совместно нажитым также имущество на основании таких сделок, как наследование или бесплатная приватизация, – консультирует риелтор.
Попробуй докажи
Вот только в случае со Светланой все эти рекомендации уже значения не имеют.
– Нужны доказательства, что вы продали свою квартиру и вложили средства в покупку спорной недвижимости. Тогда вопрос по поводу доли будет решаться в судебном порядке. Поскольку речь идёт уже не о совместно нажитом имуществе, а о покупке, в которую вы вложили собственные денежные средства. Доказать сложно, но спор может быть разрешим. Тем более что в семье есть дети, интересы которых тоже должны быть учтены, – обнадёживают в юридической фирме.
В юридической практике немало случаев, когда людям, допустившим такую же ошибку, как Светлана, удавалось в суде отстоять свои права.
Женщина из Новосибирской области в районном суде доказывала, что вложила в покупку квартиры, приобретённой в браке, свои средства (1 млн 750 тысяч рублей). Эти деньги она выручила от продажи квадратных метров, принадлежавших ей до брака. Служители Фемиды посчитали её доводы весомыми и экс-супругу, который пытался получить свою долю через суд, в удовлетворении исковых требований отказали. Мужчина подал на апелляцию в областной суд и выиграл дело. Точку поставил Верховный суд, который постановил: купленную однушку совместной собственностью считать нельзя, квартира должна принадлежать бывшей жене.
И всё же до суда дело лучше не доводить, чтобы не тратить потом время и деньги. Один из вариантов – заключить брачный договор, в котором чётко прописать: кому и что достанется при разводе. И хотя предвзятое отношение к этому документу в умах и головах россиян ещё существует, всё же в последнее время количество таких договоров увеличивается. Если в 2015 году было зарегистрировано чуть больше 46 тысяч брачных договоров, то в 2016-м уже 72 тысячи, а в 2017-м – больше 88 тысяч. И это несмотря на то, что заключение такого договора может обойтись в кругленькую сумму – от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей.
Что касается Светланы, то единственный выход для неё – подавать исковое заявление в суд. Ей ещё предстоит вложить немало средств в борьбе за имущество, которое она считает своим.