Тому ли учат в школе?
Уже десятилетие XXI век шагает по планете. Век информационных технологий, революционных открытий в физике и технике, век переворота в области биологических исследований, резкого расширения возможностей человеческого мозга. В условиях негласного соревнования великих держав на первое место выходит вопрос конкурентоспособности той или иной системы образования и воспитания, возможностей общества максимально вложиться в человеческий капитал, способствовать развитию и совершенствованию личности. Попробуем разобраться, что же из себя представляет наше образование сегодня. Начнем с материального, с зарплаты. Оплата труда воспитателя в детском саду в 2008 году в одном из районов Нижегородской области составляла 3100 рублей в месяц, в школе учитель получал в среднем около 7000 рублей, в вузе преподаватель зарабатывал около 14000 рублей. При этом средняя зарплата по стране на 1 ноября 2008 года составляла 18093 рубля. Вы скажете, такого не может быть! И ошибетесь: все цифры взяты из официальной статотчетности. Когда я общался с руководителем одного детского сада, она с горечью заметила: «Эту ситуацию иначе как национальным позором назвать нельзя». Если мы что-то хотим сделать с нашей системой образования, то должен быть реализован главный принцип: зарплата в этой сфере должна быть выше, чем в промышленности. Кстати, и в США, и Европе он давно и успешно реализован. Знают ли руководители государства, что в школе на 3 — 4 преподавателя-мужчины приходится 30 — 40 женщин, а в детских садах мужчин вообще практически нет. Дошкольное и школьное образование у нас имеет типично женское лицо, а это отнюдь не самый лучший вариант. В газетах прошла информация, что наши западные конкуренты по доброте душевной выделили гранты для внедрения у нас системы ЕГЭ. В советское время школьники сдавали четыре обязательныхвыпускных экзамена: русский язык и литературу (сочинение), математику и физику. В 90‑е годы под красивые слова о демократизации и свободе выбора обязательность экзамена по физике убрали, то естьодним росчерком пера понизили интеллектуальный уровень нации. Ловко, ничего не скажешь! Теперь, с введением ЕГЭ, ситуация стала еще интереснее. Приведу данные по одному из районов Нижегородской области на 2009 год по сдаче ЕГЭ: русский язык — 910 человек, математика — 910 человек, обществознание — 402 человека, физика — 252 человека, история России — 138 человек, биология — 120 человек, химия ‑104 человека, иностранный язык — 84 человека, информатика — 70 человек, литература — 42 человека, география ‑36 человек. Убрав обязательность сдачи экзаменов по предметам, определяющим научно-технический и культурный кругозор личности, мы получили на первом месте среди добровольных экзаменов обществознание, где требуется минимум интеллектуальных усилий для усвоения, а на одном из последних мест — литературу. Человек слаб и не всегда выбирает трудный путь познания. Остается только пролить горькие слезы над судьбой великой и могучей русской литературы и технических знаний будущих поколений россиян. Когда я познакомился с действующими сегодня учебниками, то был «приятно» удивлен: как будто вернулся в юность, словно и не было 30 лет научно-технической революции — все осталось без изменений. Вот только часы по предметам, определяющим научно-технический прогресс сегодня (физике и биологии), почему-то сократили. А преподаватели по информатике вообще ввели меня в состояние шока: программа, которая предлагалась для обучения, устарела лет на двадцать. А придуманная в недрах министерства образования программаликвидации «нерентабельных» сельских школ? Такое впечатление, что ее готовили инопланетяне. Россия не Америка. У нас в Сибири зимой морозы под 40 градусов и расстояния не как в Европе. А если где-тов такой мороз сломается автобус изамерзнут ребятишки? Кто будет за это отвечать? Цифры по ликвидации сельских школ выглядят просто катастрофично. В Псковской области в 2005 году было 436 школ, а к началу 2008-го — только 330 (их количество уменьшилось на 24 процента). Только в 2008 году по стране было закрыто 2600 сельских школ. То, что в советское время создавалось десятилетиями (кадры, помещения, жилье для специалистов), сейчас сводится на нет усилиями прозападных реформаторов. Окончательно добивает сельскую школу новая система оплаты труда. Но самое интересное — это реформа высшего образования. В СССР готовили специалиста в техническом вузе минимум пять лет. Сейчас в ходе внедрения бакалавриата этот срок сокращен до четырех лет. Скажите, можно ли дать за четыре года то, чему обучали раньше за пять лет? Мы будем выпускать просто недоучившихся инженеров. Это еще один удар по качеству нашего образования. В ходе журналистского расследования я поразился уровню коррумпированности нашей системы образования. Простой пример: вокруг детского сада и школы строятся заборы стоимостью более 800 тысяч рублей каждый. На эти деньги можно было бы оснастить компьютерной техникой все детсады района. И это лишь маленький штришок к портрету системы. Я уж не говорю про липовые договоры по ремонту и обслуживанию образовательных учреждений. Я не удивлюсь, если часть школ существует только на бумаге, ведь некоторые из нихсозданы лишь для отмывания денег. Поражает наглость и беззастенчивость, с которой все это осуществляется. И происходит это под крики о реформе образования, развитии демократии и свободе личности. Но последней каплей лично для меня стало заявление министра образования Фурсенко о том, чтобы исключить из программы средней школы основы высшей математики. Моей дипломной работой на философском факультете университета марксизма-ленинизма были «Проблемы формирования личности». В свое время я постарался досконально разобраться с этими вопросами. Логическое (левополушарное) мышление развивается именно под влиянием таких дисциплин, как математика, информатика, физика. Когда часы по математике и физике сокращаются — это прямой удар по интеллекту молодежи. Если руководитель системы образования делает подобные заявления, то это говорит как минимум о его некомпетентности. Пора уже наконец показать Западу пример развития молодежи, задействовав все имеющиеся научные, интеллектуальные и финансовые ресурсы для развития системы образования и воспитания. Порауходить от догоняющего и копирующего развития на траекторию опережающей стратегии. Сегодня образование ‑главное поле битвы между великими державами. И последнее: когда я встречался с руководителями образовательных учреждений, меня просто поразил их уровень запуганности и закрытости. Какие уж тут интеллектуальные дискуссии, когда боятся даже элементарных вопросов корреспондента. И все-таки такую дискуссию начинать нужно, пусть она хоть немного освежит атмосферу в нашем образовании. Необходимо творчески переосмыслить свой и зарубежный опыт внедрения и развития систем образования, отобрать все самое прогрессивное и внедрить у нас, используя лучшие черты нашего народа. Мне бы очень хотелось, чтобызападные интеллектуалы в скором времени могли бы с завистью говорить:«У русских есть чему поучиться!». В том числе и по поводу нашей системы образования…