Site icon Нижегородская правда

Торговые центры возвращаются к жизни: что ждет арендодателей после пандемии

торговый центр

Торговые центры региона постепенно возвращаются к обычной жизни. Однако прежней она, как и многое другое, в посткоронавирусную эпоху уже не будет. Большинство ретейлеров признаются, что из-за пандемии вынуждены изменить свои планы и оптимизировать сети.

Для ТЦ это означает потерю части арендаторов, а найти в кризис новых будет очень
непросто. Так как же будет меняться ситуация в торговле в ближайшие месяцы?

Оптимизируй это

Пандемия коронавируса больно ударила по розничной торговле. Сбои в поставках товаров из-за простоя фабрик и закрытия границ, снижение платёжеспособности населения – всё это остро поставило вопрос об изменениях привычного формата работы.

Компания-консультант «Магазин магазинов» опросила ретейлеров и выяснила, что 65% опрошенных собираются оптимизировать сети. При этом 18% ретейлеров не планируют проводить оптимизацию, 17% ещё не определились с решением.

Лучше всего себя чувствуют те, кто продаёт одежду и обувь. На время пандемии эти компании ушли в интернет.

«Несмотря на то, что последствия карантина сейчас требуют замедления развития многих непродуктовых ретейлеров, большая часть компаний не теряет уверенности в нормализации спроса и необходимости развития, в связи с чем меняет планы по открытию новых точек несущественно. В сегменте fashion компании будут готовы открывать десятки новых магазинов до конца второго полугодия после снятия ограничений», – говорится в исследовании «Магазин магазинов».

В продуктовом ретейле, по всей видимости, грядёт новая эра.

«Все компании единогласно высказались за проведение оптимизации магазинов сети и внедрение нового формата. В среднем продуктовые ретейлеры планируют до конца года открыть порядка 30 торговых точек, что почти вдвое ниже первоначальных планов на начало 2020 года. В то же время в среднем компании планируют закрыть около семи торговых точек каждая», – говорится в исследовании «Магазин магазинов».

Тяжелее всего ресторанам и кафе. 83% опрошенных компаний заявили, что будут проводить оптимизацию.

По прогнозам экспертов, сильнее всего пострадают несетевые компании, а сетевики будут закрывать наиболее проблемные точки. Все эти планы отразятся и на работе торговых центров.

В среднем на 45% выросли продажи одежды и обуви через интернет-магазины за апрель – май.

Точки притяжения

Магазины начали открываться в торговых центрах Нижегородской области в 20‑х числах мая, когда регион перешёл к первому этапу снятия ограничений. Несмотря на то, что примерка запрещена, в ТЦ довольно оживлённо. За время самоизоляции нижегородцы изголодались по шопингу.

– Несмотря на то, что приехала днём в будний день, пришлось пару раз постоять в очереди на кассе, – рассказала посетительница ТЦ «Фантастика» Светлана.

Однако подготовка к работе в соответствии с требованиями Роспотребнадзора требует времени, поэтому открываются отделы медленно. Например, в ЦУМе работают лишь магазин «Фамилия» на цокольном этаже и Сбербанк.

– С 15 июня мы планируем открытие 10 – 15 отделов на первом этаже, – рассказал директор по связям с общественностью ЦУМа Арсен Абраамян. – Открытия магазинов происходят строго при выполнении всех условий, описанных в указах мэра города и с удовлетворением всех рекомендаций Роспотребнадзора.

Представители ТЦ говорят, что пока рано делать выводы о том, как будет складываться ситуация дальше.

– В данный момент магазины, возобновившие работу в торговых центрах «Столицы Нижний», работают в режиме эпидемиологических ограничений, установленных требованиями Роспотребнадзора и положениями указа губернатора Нижегородской области о режиме повышенной готовности. Торговые операторы смогут сформулировать свои планы по корректировке числа магазинов и их дальнейшему развитию только после открытия магазинов, почувствовав изменения в спросе и потребительском поведении, – говорит руководитель отдела аренды и маркетинга ООО «Директория» Максим Чертановский. – На сегодняшний день в торговых центрах «Столицы Нижний» нет оттока арендаторов. Есть единичные случаи закрытия магазинов, но все они в основном связаны с причинами, возникшими до введения ограничений, и проходят в рамках стандартной для торговых центров ротации операторов.

По данным компании «Эвотор», трафик в нижегородских ТЦ пока не восстановился и составляет 20% от уровня до введения ограничений. Однако со стабилизацией эпидемиологической обстановки и по мере открытия новых магазинов, ресторанов, а также кинотеатров посещаемость ТЦ однозначно будет расти.

– Поход в ТЦ – это отчасти способ развлечения, способ провести время. Никогда онлайн-торговля полностью не заменит собой торговые центры, – считает бизнес-консультант Юрий Кузьмичёв. – Другой вопрос, что торговым центрам нужно будет искать новые способы привлечения посетителей. Меньше магазинов – больше развлечений – это тенденция, которая наблюдалась ещё до пандемии. Второй момент: помимо того, что пандемия нанесла удар по бизнесу, который не работал, сократились доходы и потенциальных покупателей, которые в ближайшее время будут экономить и покупать меньше. Рознице нужно это учитывать. В первую очередь пострадает малый бизнес, поскольку у сетевиков больше финансовых ресурсов, они могут экспериментировать с форматами, перенести точки продаж из одного торгового центра в другой достаточно безболезненно. Проблемы розницы отразятся на торговых центрах. ТЦ могут столкнуться с тем, что арендаторы не готовы будут платить те деньги, которые они отдавали за аренду раньше. И наверняка арендаторы пойдут договариваться о новых арендных ставках.

Остаётся дождаться снятия всех ограничений, чтобы понять, в какой новой реальности будут жить торговые центры, их арендаторы и что в конечном итоге увидят покупатели.

Exit mobile version